Раннее развитие детей – современные методики

Основные методики детского развития

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три основных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

Раннее развитие это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3 4 лет.

Методика раннего развития Вячеслава Воскобовича: играем и растем

Дети любого возраста должны играть, так считает Вячеслав Вадимович Воскобович, создатель очень эффективной и при этом приятной и не напрягающей ни детей ни их родителей системы развития малышей.

Когда молодой и активный инженер-физик Вячеслав Воскобович стал отцом, его взгляды на жизнь заметно переменились. Мальчики подрастали, так хотелось радовать их игрушками, которые помогли бы им весело проводить время и вместе с тем чему то учиться. Однако детство сыновей Воскобовича пришлось на сложные 90-е, период перестройки и дефицита всего, в том числе качественных игрушек.

Методика — ЗДЕСЬ.

Как научить ребенка читать: методика Воскобовича — ЗДЕСЬ.

Источник: Instagram @princess_valery_

Методика Сесиль Лупан.

Методика Масару Ибука

Также среди методик раннего развития детей от одного года у многих на слуху книга японского автора под названием «После трех уже поздно». В ней Масару Ибука излагает свою точку зрения на воспитание и обучение малышей, считая, что дети от природы имеют большое желание учиться всему новому, главное, чтобы их интерес не подавлялся множеством игрушек.

Лучше выбирать в качестве дидактических материалов наследия мировой культуры в виде стихов, классической музыки и полотен великих творцов.

Игрушки — это весь мир вокруг, начиная от овощей и заканчивая отверткой. Да, это порой опасно и требует от родителей максимальной концентрации, чем простой запрет, но, по мнению автора, только так можно развивать ребенка всесторонне.

Система раннего развития малышей от Масару Ибука рассчитана на японский менталитет, где людям свойственно созерцание, послушание и почтение, что в целом не всегда вяжется с нашими привычными взглядами на мир и воспитание.

В ней Масару Ибука излагает свою точку зрения на воспитание и обучение малышей, считая, что дети от природы имеют большое желание учиться всему новому, главное, чтобы их интерес не подавлялся множеством игрушек.

Методики раннего развития детей

В этой статье мы собрали наиболее полную информацию о методиках раннего развития детей, а также о том, для чего эти самые методики нужны и как их применяют на практике.

Итак, для чего нужны методики развития детей.

Жажда исследований вашего малыша ничем не ограничена.

Как помочь развитию малышей с помощью современных методик

Раннее развитие детей на сегодняшний день возможно благодаря применению современных методик, а также использованию интерактивных игрушек, развивающих плакатов и кубиков. Педагоги рекомендуют применять методики раннего развития не только в детских садах и начальных классах, а начинать внедрять их практически с самого рождения малышей, а именно – с того времени, как ребенок способен воспринимать и запоминать новую информацию в полном объеме (примерно с полугода жизни).

Смысл занятий по Монтессори заключается в создании для каждого малыша индивидуальной программы, способствующей максимально скорому развитию всех основных умений.

Современные методики развития для наших детей

Каждый современный родитель стремится к тому, чтобы его ребенок был самым умным, сообразительным и потому, уже практически с момента зачатия подбирает методики для его развития. Предлагаю вам рассмотреть наиболее популярные и востребованные методики, а также когда лучше начинать и стоит ли вообще.

Психологи утверждают, что на сегодняшний день намечается небольшой спад в популярности развивающих методик? Почему? Потому что те мамы, которые усердно и старательно занимались со своими детками, через некоторое время замечали, что те в свою очередь теряют интерес к занятиям в старшем возрасте, возникают неврологические проблемы. Однако, это совершенно не означает, что раннее развитие детям во вред. Отнюдь, им нужно заниматься, но только при этом соблюдать меру, не перегружать малышей.

Самый главный мотив

Прежде, чем предложить ребенку развивающие занятия, стоить понять, для чего это нужно ребенку: чтобы он научился чему-то новому или чтобы на детской площадке утереть нос менее расторопным подругам? Или же вы хотите открыть перед своим малышом новые горизонты? А может, мечтаете, что он вырастет самым-самым на зависть всем?

Если в ваших родительских мечтах есть желание разбудить в малыше любознательность и жажду новых знаний – скорее всего, что занятия буду на пользу, а вот если только для того, чтобы утереть нос остальным – вас ожидает полное фиаско. Поэтому, стоит держать курс на сам процесс, а не на конечный результат. Причем, вам придется принимать самое непосредственное участие во всем этом, значит отнеситесь к приобретению новых знаний и умений, как к веселому приключению и тогда успех вам обоим точно гарантирован!

Выбираем самый лучший вариант

Итак, вы уже определились с тем, что малышу нужно развиваться с помощью развивающих методик, самое время выбрать. Вот тут торопиться и бросаться на первую попавшуюся точно не стоит. Уделите время, чтобы ознакомиться с наиболее популярными методиками, почитайте отзывы мам, рекомендации специалистов, подумайте – будет ли интересно вашему малышу, а также готов ли он? Не исключено, что вам придутся по душе несколько вариантов сразу – почему бы их не объединить?

Сразу настройтесь на то, что это будет игра, в процессе которой малыш будет получать новые знания. Ни в коем случае не преподносите методику, как занудную учебу с бесконечной муштрой. Так вы отобьете малейшее желание крохи чему-то учиться, да еще и вместе с вами. Чтобы результат был более успешным – ищите союзников. Во-первых, для обмена опытом, во-вторых, для обмена материалами. Может быть, это будет тематический сайт с онлайн поддержкой или развивающий центр в вашем городе, либо ваши подруги с малышами. Словом, компаньоны вам точно не помешают.

Начинать лучше сначала

Над развитием малыша стоит работать еще в тот момент, когда он находится внутри мамы. Перинатальная психология в данном случае выступает за то, что ребенок, проходя этап внутриутробного развития, все понимает, чувствует и слышит и именно поэтому стоит с ним общаться, читать книги, слушать музыку. Такое общение стимулирует кроху на то, чтобы подключать все свои внутренние ресурсы и настраиваться на «общую волну» мамы и папы, пытаясь их понимать, слушать. Мой сын, например, когда хотел общаться – всячески давал мне это понять: начинал активничать, а на более поздних сроках показывал свой локоток или пяточку. И как только я начинала с ним общаться – он успокаивался, внимательно меня слушая. И очень любил слушать музыку, у меня до сих пор хранится аудиокассета со сборником детских песен, который очень ему нравился.

Если вы ожидаете малыша – не отказывайте себе в удовольствии пообщаться с ним сейчас, это пойдет на пользу и вам, и крохе!

Знакомимся с методиками

Основоположник методики, итальянский педагог-психолог Мария Монтессори, разработала ее, основываясь на своем богатом опыте общения с детьми. Главный принцип обучения – все сам. Необходимо создать вокруг малыша соответствующие условия, в которых он будет жить, а также обучаться, самостоятельно. Таким образом, он будет формировать свою моторику, сенсорные навыки, физическую форму, набираться опыта согласно возрасту, а также вырабатывать умение упорядочивать и сопоставлять предметы, формы, явления. То есть, на деле это выглядит так: малыш сам выбирает себе средства и способы для своего развития.

Методика Масару Ибука

Автор – один из основателей корпорации Sony, а также «Японской ассоциации раннего развития детей». Не будучи профессиональным педагогом, тем не менее он разработал уникальную методику, согласно которой нужно бояться не перегрузки мозга ребенка, а, наоборот, недостаточной нагрузки.

Суть методики заключается в том, что для каждого ребенка подбирается своя программа с учетом того, что малыш еще не понимает, что есть трудно, а что легко. То есть, уводя ребенка от таких привычных нам штампов, методика позволяет расширить его горизонты познания и таким образом у него вырабатывается потребность к новым знаниям. И вот тут задача родителей постоянно поддерживать эту жажду.

«С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Масару Ибука»

Читайте также:  Гайморит от больного зуба

Методика Глена Домана

В основе данной методики, разработанной более полувека назад американским врачом-нейрохирургом Гленом Доманом, лежит задача развития способностей малыша, заложенных ему еще при зачатии. Обучаться рекомендуется с момента рождения с помощью карточек, которые изначально показываются малышу по несколько секунд, а со временем, по мере взросления малыша увеличивать как продолжительность, так и количество занятий. Начальный учебный материал – это карточки с надписями, числами, картинками.

«Цель моей методики – дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребёнок, кем он решит стать, что приглянётся ему из длинного списка возможностей. Глен Доман»

Методика Сесиль Лупан

Однажды, молодая мамочка Сесиль, узнав о методике Глена Домана, заинтересовалась более подробно ею и посетила семинар, посвященный данной методике. Изучив подробно философию методики, она создала в свою очередь, свою – более адаптированную под интересы своих дочерей. Методом проб и ошибок возникла новая методика, в основе которой лежит следующее:
– нет лучшего учителя для своего ребенка, чем его родители;
– любое обучение должно быть только в радость, каждое занятие должно заканчиваться до того момента, когда малыш устанет;
– ребенку не нужны никакие проверки;
– всячески поддерживайте и поощряйте любознательность своего ребенка.

Главная цель методики – учеба должна быть в радость и ребенку, и учителю. Кстати, Сесиль уделяет особое внимание обучению плаванию младенца, считая, что это очень важно для его развития. И вот тут она с удовольствием следует опыту своей коллеги, Клэр Тиммерманс.

Методика Клэр Тиммерманс

Методика раннего плавания, точнее ее задатки у Клэр возникли совершенно случайно, принимая ванну со своей новорожденной малышкой и спасаясь от жары, она пришла к выводу, который и лег в основу ее методики: малышей до года можно и нужно обучать плаванию.

Помимо курса для здоровых детей, Клэр, будучи профессиональным тренером по плаванию, разработала цикл занятий для детей с ДЦП, при гипертонусе и гипотонусе. Самое главное условие: малыш учится плавать вместе со своей мамой, поэтому если вы не готовы к такому – лучше и не пробовать.

Эта методика основана на играх, совместных играх с ребенком, которые помогают развивать его интеллект. Это многочисленные головоломки, с определенным набором задач, которые малыш должен решить. Философия методики заключается в том, что детские способности проявляются, если соблюдены следующие моменты:
– для малыша создана благоприятная атмосфера. То есть его окружают обучающие игрушки, которые словно подталкивают кроху к дальнейшему обучению;
– малыш физически здоров и крепок. Здоровьем нужно заниматься с самого рождения: закаливание, зарядка, занятия спортом;
– для того, чтобы у ребенка наблюдался успех в развитии – важна заинтересованность родителей. Они нужны для поддержки, одобрения, без принуждения и ущемления свободы и права выбора крохи должны помогать развиваться малышу.

Первая ассоциация, которая возникает при упоминании этой методики – кубики Зайцева. Кстати, они были и у моего ребенка. Эта методика направлена на то, чтобы обучить малыша чтению.
В основе обучения лежат следующие принципы:
-обучающий материал подается исключительно в виде игры;
– обучение проводится на наглядных материалах;
– занятия должны проводиться регулярно, продолжительность и время проведения – удобное для ребенка.

Нет раннему развитию – вот основной смысл данной системы. До 7 лет ребенка никто не нагружает информацией, ребенок обучается только опытным путем. Для занятий предполагается использовать только природные материалы: песок, камни, семена, крупы, натуральное дерево и так далее. С малышами занимаются лепкой, тем самым разрабатывают мелкую моторику.

Уважение личности и никаких оценок, давления и принуждения. Тут нет общепринятых рамок и норм, для которых нужно соответствовать, поскольку считается, что в ожидании оценок ребенок не действует исходя из своих желаний. Справедливости ради, стоит все же отметить, что отсутствие системы оценок совершенно не означает безразличиее по отношению к ребенку, наоборот, в школах и садах, где приветствуется такая методика, царит всеобщая любовь и доброжелательность. В вальфдорской педагогике слово «нет» звучит редко, есть несколько причин, исходя из которых можно запретить или отказать малышу:
– желание сделать что-то может навредить здоровью крохи (например, побегать осенью по луже без резиновых сапог или выйти в прохладную погоду без теплой верхней одежды);
– действия малыша могут навредить или причинить неудобства окружающим его людям;
– если в процессе игры могут пострадать вещи или предметы (например, когда крохе захотелось порисовать на стене).
Существует такое мнение, что чем реже малыш слышит слово «нет», тем больший вес оно имеет, запрет должен быть твердым, четким и без возражений.

Разумеется, в одной статье рассмотреть все, ныне существующие, методики и системы невозможно. Также, как и подробно описать те, о которых я рассказала выше. У каждой методики есть плюсы и минусы, о которых родители с удовольствием делятся на форумах. И если вы хотите заняться ранним развитием своего малыша – ищите, читайте, учитывая возможности и способности крохи, а также его желания. Помните главное правило: «Не давить и не навязывать».

Сразу настройтесь на то, что это будет игра, в процессе которой малыш будет получать новые знания.

Комплекс Зайцева

Николай Зайцев также разработал развивающую методику, полюбившуюся многим родителям, поскольку она отечественная и состоит из комплекса легких в восприятии пособий для обучения русскому языку, математике и английскому.

Занятия проходят в виде игры, что гармонично развивает физически и эмоционально детскую личность. Малыш с удовольствием включается в игру, причем программа эффективна как наедине с родителями, так и в детском коллективе в центре.

Что интересно, на занятиях разрешается все: баловаться, разговаривать, смеяться, топать, хлопать в ладоши, можно поменять в любой момент игровые материалы (сменив, к примеру, кубики на таблички). И все же это не просто развлечение, а легкий способ донести до ребенка необходимые знания.

Родители не перестают нахваливать кубики Зайцева как наилучшие среди прочих, т.к. действительно помогают обучать чтению с трех лет. Мамам также нравятся игровые приемы, с помощью которых заниматься можно по-настоящему весело детям и родителям.

действительно помогают обучать чтению с трех лет.

Методики раннего развития

Сегодня значительной популярностью пользуются различные методики раннего развития – методики Марии Монтессори, Николая Зайцева, Екатерины и Сергея Железновых, Глена Домана и его последователя – Андрея Маниченко и т.д. Современные мамы могут не только найти огромное количество информации и отзывов о них в Интернете, но и купить и изучить книги-первоисточники непосредственно самих авторов методик… Однако справиться с обилием всей информации непросто. К тому же всегда есть риск в погоне за одной системой упустить что-то важное из другой? Давайте вместе разбираться и искать именно то, что нужно вам и вашему малышу.

Сначала о том, что мы понимаем под термином “раннее развитие”. В данном случае – это занятия по различным авторским методикам, которые направлены на опережающее обучение, об этом говорят и девизы методик: “Читать раньше, чем ходить” (П.В.Тюленев), “Математика с пеленок” (А.А. Маниченко), “После трех уже поздно” (Масару Ибука).

Итак, пробуем подобрать методику. Сразу оговоримся – идеальной методики развития не существует! Потому что все родители разные, и все дети разные. То, что нравится и подходит одним – совершенно не радует и не подходит другим. Более того, ни одна система не дает 100% всестороннего развития, поэтому, увлекаясь какой-либо системой, нельзя забывать о развитии “западающих” направлений. Так, например, у большинства методик не затрагивается развитие двигательной активности (а, как известно, движение – это жизнь) и эмоциональной сферы, которая наряду с игровой деятельностью в дошкольном периоде является ведущей.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА МАРИИ МОНТЕССОРИ
Это один из самых популярных методов развития.
Принцип: Следуем за ребенком и помогаем ему делать всё самому.
Направления: развитие интеллекта, логического мышления, практических навыков и самостоятельности с помощью пяти зон развития: повседневная жизнь, сенсорное воспитание (развитие органов чувств), математика, родной язык, окружающий мир.
Что нужно? Развитие ребенка происходит благодаря специально подготовленной дидактической среде и уникальным материалам, разработанным Марией Монтессори. Потребуются денежные затраты, так как материалов много, и они дорогостоящие. Хотя как утверждают последователи системы автора, подойдут и самодельные пособия, и любые предметы домашнего обихода (тазик, сито, стаканчик, губка, вода и т.д.).
Как заниматься. Ребенок развивается благодаря окружающей его развивающей обстановке. Все материалы должны находиться в свободном доступе. Ребенок сам выбирает, чем он хочет заняться. Например, он подходит к “Розовой башне”. Если ребенок никогда раньше не выбирал это пособие, то взрослый пытается заинтересовать его и показать возможные способы игры. Далее ребенок путем проб и ошибок самостоятельно играет с “Розовой башней”. После завершения игры пособие убирается ребенком на место. Взрослому необходимо отслеживать изменения в интересах ребенка и своевременно организовывать соответствующую в данный момент дидактическую среду. Например, ребенок увлекся счетом. Это сигнал для взрослого: пора дополнить математическую зону счетным материалом (всевозможные грибочки, палочки, кубики), карточками и плакатами с цифрами т.п.
Кому подходит: усидчивым детям от 1,5 до 7 лет (хотя Монтессори разрабатывала свою систему для детей от трех лет), склонным к конструированию, которым нравится что-то сортировать, собирать и разбирать. И внимательным, любящим во всем порядок, родителям, у которых мало свободного времени.
Пробелы. В системе не предусмотрено творческое, эмоциональное и физическое развитие. Нет места ролевым играм.
Как можно адаптировать. Развивающая среда – это всегда хорошо. И не обязательно заполнять её только монтессори-материалами – подойдут любые развивающие игрушки. Хотя некоторые материалы, разработанные автором методики, можно и приобрести – они действительно уникальны и интересны. Ещё вариант – посещать с ребенком детский центр, в котором представлены все пять зон развития по Марии Монтессори.

Читайте также:  Где сделать прерывание беременности на поздних сроках

КАРТОЧКИ ДОМАНА-МАНИЧЕНКО
Эту методику разработал американский врач-нейрофизиолог Глен Доман. А российский педагог-психолог Андрей Александрович Маниченко адаптировал и усовершенствовал её для русскоязычных детей.
Принцип: В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который необходимо начать развивать как можно раньше.
Направления: интенсивное физическое и интеллектуальное развитие детей с рождения практически по всем направлениям: чтение и речь, математика и логика, английский язык, окружающий мир, творчество, воспитание сказкой.
Что нужно? Цель занятий по Доману — познакомить ребенка с множеством систематизированных по разделам понятий (посуда, города, птицы и т.д.). Доман предлагает показывать ребенку карточки, на которых размещены изображения предметов, цифры или слова.
Как заниматься. Несколько раз в день нужно в быстром темпе показывать ребенку серии карточек и называть то, что на них изображено. При этом карточки ни в коем случае нельзя давать ребенку в руки, иначе он утратит к ним интерес. Каждый раз подборка карточек должна обновляться (Доманом разработана специальная система замены старых карточек на новые).
Пробелы. Система Домана-Маниченко – одна из самых спорных систем раннего развития.
Предлагаемый авторами способ показа карточек идёт в противоречие с формой мышления маленького ребенка. Задача малыша – познавать мир всеми органами чувств, и в первую очередь – через тактильные каналы. Методика же Домана-Маниченко предлагает знакомить ребенка с виртуальным миром карточек только через зрительные и слуховые анализаторы.
Из-за пассивного способа подачи материала притупляется любознательность, инициативность, эмоциональность и творчество ребенка.
Маленький ребенок быстро запоминает материал, но, не имея возможности применить полученные знания на практике, так же быстро его и забывает.
Изобилие получаемой информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка.
Кому подходит: высокоорганизованным родителям, ратующим за “раннее обучение”, которым хочется расширять свой кругозор вместе с ребенком; и детям с крепкой нервной системой, которым интересно рассматривать карточки.
Как можно адаптировать. Можно купить несколько комплектов карточек для общего развития и в спокойном режиме смотреть их с ребенком, обсуждать, сравнивать с реальными предметами, придумывать с ними игры (хотя сейчас на сайте “Умница” появились методические пособия с готовыми играми для занятий с детьми).

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СЕСИЛЬ ЛУПАН
Последовательница метода Глена Домана, которая творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность.
Принцип: Обучение должно приносить радость малышу и родителям. А учиться детям должно быть легко и интересно.
Направления: развитие общения с ребенком, двигательная активность, речь и поэзия, чтение и письмо, иностранные языки, логика и счет, история, география, история искусства и рисование, музыка, плавание, верховая езда, спорт.
Что нужно? Сесиль Лупан считала, что с ребенком надо быть «на одной волне», давая ему то, в чем в данный момент он больше всего нуждается: возможность отдохнуть, погулять, поиграть или чему-то научиться.
Она разработала систему игр и упражнений, направленных на естественное и разностороннее развитие детей и описала их в книге «Поверь в своё дитя». Книгу можно прочитать и использовать в занятиях со своим ребенком.
Кому подходит: всем любящим родителям, желающим расширить “репертуар” занятий, и их детям от рождения до 7 лет.
Как можно адаптировать. Сесиль Лупан сама дает совет на этот счет: “Нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные мною, так как то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого”. Золотые слова!

КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
Принцип: Ребенок начинает знакомиться сразу со всеми складами русского языка. Склад – это не слог, к которому мы привыкли, а единица чтения части слова, которая представляет собой комбинацию из согласной и гласной буквы, а также любую одиночную букву (ла-м-па – 3 склада, э-к-ра-н – 4 склада).
Направления: обучение чтению и счёту.
Что нужно? Нужно купить кубики Зайцева (они все разные – по размеру, звучанию, окраске), настенные таблицы, диски с попевками, методичку. И заниматься. Для этого ребенку не нужно знать названия букв (это даже вредно). Он сразу будет учиться пропевать склад. Пропевать – потому что “обучаться чтению с пением гораздо эффективнее”. И ещё один момент: автор методики считает, что начинать следует с написания слов, а не чтения. Поэтому на начальном этапе ребенок будет составлять из кубиков близкие ему слова: мама, папа, каша, дом, а уж только потом учиться их читать, вернее пропевать.
Пробелы. В школе у детей из-за отсутствия проработки буквенного состава слова могут возникнуть проблемы с написанием слов, к тому же придется переучивать ребенка со “складов” на “слоги”.
Кому подходит. Высокоорганизованным родителям, которым хочется научить своего ребенка читать как можно раньше и детям 2-7 лет, которые умеют бережно обходиться с дорогостоящими пособиями.
Как можно адаптировать. Ну, если только строить из кубиков башенки, стены и замки. Хотя кубики Зайцева можно использовать как дополнительное пособие на начальном этапе обучения чтения по традиционной методике. Только старайтесь предлагать для чтения и составления слова из открытых слогов: мо-ло-ко, зи-ма, во-да и т.д.

ДИНАМИЧЕСКИЕ КУБИКИ ЕВГЕНИЯ ЧАПЛЫГИНА
Евгений Чаплыгин – последователь методики Зайцева. Он разработал динамические деревянные кубики, с помощью которых ребенок приобретает навыки чтения. В наборе намного меньше кубиков (20 штук – 10 одинарных и 10 двойных), чем в комплекте Зайцева. Двойные кубики Чаплыгина вращаются вокруг своей оси и из одного блока можно составить 32 (!) слога.
Чаплыгин не остановился на кубиках для чтения, а разработал математическое “Домино”, направленное на приобретения навыка устного счета до ста и умения решать числовые выражения.
“Кубики” и “Домино” рекомендованы для детей от трех лет.
В настоящий момент Чаплыгин продал своё авторское право на эти кубики Андрею Маниченко (компании “Умница”).

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИСКИ ЖЕЛЕЗНОВЫХ
Екатерина и Сергей Железновы разработали методику раннего музыкального развития «Музыка с мамой». В репертуаре Железновых есть диски с колыбельными, песенками-потешками, пальчиковыми играми, подвижными играми, песенками-инсценировками, подражательными играми, сказочками-шумелочками, игровыми массажами, музыкальными сказками, аэробикой, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучением алфавита, обучением счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.
Методика подойдет для всех: музыка и движения уж точно никому не повредят.

СКАЗОЧНЫЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА
Вячеслав Воскобович разработал многофункциональные игры – конструкторы и головоломки, которые сопроводил сказочными сюжетами. Таким образом, ребенок будет не просто играть с пособиями, а помогать маленькому герою Гео или оживлять квадрат, превращая его в домик, ежика или лодку.
Самые известные игры – «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», “Волшебная восьмерка” (изучаем цифры), “Конструктор букв” (изучаем буквы”), “Складушки” (учимся читать).
Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.
Игры Воскобовича недешевы, но при желании можно купить одну-две. Одной игры вашему ребенку хватит надолго. Так как пособия имеют несколько уровней сложности и их можно постепенно усложнять за счет большего количества разнообразных игровых заданий. Подходит для детей от 2 до 7 лет (хотя можно и старше).

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНЫХ
Борис и Елена Никитины вырастили семерых детей и создали свою систему, которая заключается в естественном развитии, оздоровлении, формировании творческих способностей, трудовых навыков и развитии природных данных. Никитины считали, что родители должны принимать активное участие в детских играх и занятиях, поощряя при этом стремление детей самостоятельно мыслить и принимать решения. Надо сказать, что система Никитиных в советское время произвела фурор. Хотя в наше время многие семьи придерживаются схожих принципов развития и воспитания, даже не догадываясь о “первопроходцах”.
Борисом Никитиным был придуман ряд игр, направленных на развитие творчества и логического мышления. Также он разработал правила освоения этих игр, главное из которых – не показывать, как надо. Малыш должен сам разобраться в игре от начала до конца.
Самые популярные игры Никитина: “Рамки и вкладыши”, “Сложи узор”, “Сложи квадрат”, “Уникуб” и другие. Играть в эти игры можно всей семьей. Получите массу положительных эмоций.

Читайте также:  Трава мокрица: лечебные свойства и фото

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
Блоки Дьенеша – это 48 геометрических фигур разного размера, толщины и цвета. Выполняя с блоками разнообразные предметные действия (группировка по признаку, выявление лишней фигуры в ряду, выкладывание фигур по заданному алгоритму), у детей развивается логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. В наборе блоков Дьенеша имеются методические указания с примерами игр. В дополнение можно приобрести специальные альбомы, Логические блоки Дьенеша на страницах которых малыш сможет создавать заданные конструкции. Блоки Дьенеша предназначены для детей 3-7 лет (но можно начать заниматься и в более раннем возрасте).

ЦВЕТНЫЕ СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА
Палочки Кюизенера – это набор, в котором содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Игры с палочками на наглядной основе формируют понятия цвет, форма, размер, числовая последовательность, состав числа, отношения «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше», пространственное расположение и многое другое.
Для начала подойдет упрощенный набор из 116 палочек и альбом для выкладывания в нем палочек. Пособие предназначено для детей от 2 до 9 лет.

КОМПЛЕКТЫ «ШКОЛА СЕМИ ГНОМОВ»
“Школа Семи Гномов” – это комплексная система развития ребенка от рождения до поступления в школу (12 книг на каждый возраст). Пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и содержат полный комплекс знаний, необходимых ребенку-дошкольнику.
Принцип: задания позволяют максимально полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, не ориентируясь только на возрастные рекомендации.
Направления: развитие речи, логики и мышления, счет и форма, прописи, грамота, окружающий мир, уроки доброты, здоровье и т.д. В зависимости от возрастной категории меняется и тематика книг.
Что нужно? Нужно заниматься со своим ребенком по пособиям “Школы Семи Гномов”. В каждой книге ШСГ имеется родительская страничка, где доступно рассказывается не только о том, как работать с книгой, но также и об особенностях развития ребенка данного возраста. Пособия просты в обращении, чтобы заниматься по ним не нужно какой-то специальной подготовки. Задания в пособиях “Школа Семи Гномов” продуманы, лаконичны и взаимосвязаны. Почти каждая книга имеет картонную вкладку с игрой, а книги для детей с 3х лет имеют наклейки для поощрения ребенка.
Как заниматься. В этом вам помогут разноцветные гномики. Вместе с самым младшим Фиолетовым Гномиком ребенок будете рассматривать понятные крупные иллюстрации в книгах, озвучивать нарисованное, слушать потешки. Дальше за дело возьмется Синий Гномик. Годовалые детишки познакомятся с новыми словами, порисуют, полепят, поиграют с фигурами разных форм, размеров и цветов. Чем старше будет становиться ребенок, тем интереснее и обширнее ждут его задания. Голубой Гномик – позанимается с 2-3-летним ребенком, Зеленый Гномик – 3-4-летним, Желтый Гномик – 4-5-летним, Оранжевый Гномик – 5-6-летним, Красный Гномик – 6-7-летним.
Кому подходит. Всем детям и всем родителям. “Школа Семи Гномов” активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях.
Как можно адаптировать. Книги ШСГ можно брать как за основу, чтобы знать, чему мы должны научить ребенка в этом возрасте. Задания в книгах целесообразно дополнять “живыми” играми и занятиями.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СЕСИЛЬ ЛУПАН Последовательница метода Глена Домана, которая творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность.

Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)

По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.

Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.

Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:

Моторно – статическое :

  • Держит голову (2 мес.);
  • Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
  • Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
  • Сидит (6 мес.);
  • Ползает (7-8 мес.);
  • Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
  • Стоит сам (10-11 мес.);
  • Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
  • Ходит сам (12 мес.).

Целенаправленная моторная деятельность :

  • Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
  • Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
  • Примитивно играет (9-10 мес.);
  • Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).

Зрительный анализатор :

  • Фиксирует взгляд (2 недели);
  • Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
  • Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
  • Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
  • Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
  • Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).

Слуховой анализатор:

  • Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
  • Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
  • Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
  • Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).

Речь:

  • Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
  • Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
  • Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
  • Произношение слов (9-10 мес.);
  • Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
  • Многословные фразы (3 года);
  • Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).

Такими методами педиатр оценивает развитие.

Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:

  1. В течении первого года жизни ежемесячно.
  2. От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
  3. От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
  4. Старше 7 лет с интервалом 1 год.

Старше 7 лет с интервалом 1 год.

Масару Ибука

Пик умственных способностей ребенка приходится на три года, уверен автор, поэтому развивать малыша нужно до этого возраста: «после трех уже поздно». Мозг маленьких детей жадно впитывает информацию, его возможности безграничны. Поэтому малыша легко можно научить говорить на нескольких языках, играть на скрипке, рисовать картины маслом.

Формирование правильного вкуса, разнообразие «духовной пищи» и практических занятий, развитие тактильных ощущений, поощрение – основные принципы методики.

Мозг маленьких детей жадно впитывает информацию, его возможности безграничны.

Методика Масару Ибуки

Основана учредителем и президентом компании SONY Масару Ибуки в 70-х гг. XX в. Сын Масару Ибуки страдал аутизмом , и отец стал педагогом , чтобы помочь ему. Главная идея методики — с самого рождения создать для ребенка благоприятную среду для развития способностей , все время находиться рядом и внимательно наблюдать за ним.

Ибуки считал , что умственные способности человека закладываются до трех лет. Цель методики — вырастить счастливую гармоничную личность.

Борис Павлович считал , что ребенок с возрастом безвозвратно утрачивает способность к эффективному развитию , поэтому родители должны как можно раньше создать все условия , способствующие физическому и умственному развитию детей.

Содержание:
  • На чем основаны методики раннего развития детей
  • Самые известные методики развития детей
  • Раннее развитие ребенка до года
  • Раннее развитие ребенка: основные проблемы

Раннее развитие детей – тема, интересная большинству современных родителей, которые хотят дать своему малышу как можно больше знаний и помочь ему вырасти «суперумным» ребенком. Если вы воспитываете малыша и уже интересуетесь методиками раннего развития, то вам обязательно стоит прочесть нашу статью. В ней вы найдете несколько важных информативных разделов, касающихся этой интересной темы. Приятного чтения!

Важно, чтобы материалы, используемые для создания обучающих и игровых предметов, были бы непременно натуральными.

Новое видео:

Язык знаков особенно пригождается в тех семьях, где дети долго не могут заговорить.

Добавить комментарий