Календарь развития до 1 года

Календарь развития ребенка до 1 года по месяцам

Развитие ребенка до года

Что умеет ребенок в 1 месяц:

  • совершает микродвижения и издает звуки в такт речи говорящего;
  • различает цвета ( красный, желтый, черный и белый), линии и клетку;
  • фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческом лице;
  • различает особенности звуков;
  • узнает мамин голос, запах, прикосновение рук;
  • сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и следит за ним при плавном его перемещении;
  • лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.

Что умеет ребенок в 2 месяца:

  • одаривает и очаровывает всех лучезарной улыбкой, появляющейся в ответ на голос или склоненное лицо;
  • зрительно сосредотачивается и удерживает в поле зрения движущийся и остановившийся предмет;
  • поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;
  • демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;
  • лежа на животе, пытается держать голову;
  • произносит звуки, вокализируя гласные;
  • поворачивается с бочка на спинку.

Что умеет ребенок в 3 месяца:

  • узнает лица мамы и папы, смеется при общении;
  • капризничает и хнычет, протестующе кричит;
  • гулит, воркует, ведет диалог со взрослым;
  • попадает руками по висящим над кроваткой игрушками;
  • захватывает игрушку и тянет ее в рот;
  • приподнимает голову, лежа на животе и опираясь на предплечья;
  • переворачивается со спины на бок;
  • упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками;
  • держит голову и управляет ею;
  • находит источник звука и света.

Что умеет ребенок в 4 месяца:

  • узнает маму (или человека, постоянно ухаживающего) и предпочитает его всем остальным;
  • узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых;
  • выводит рулады, произносит первые слоги;
  • захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками;
  • улавливает свое имя и реагирует на него;
  • приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
  • по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи;
  • выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
  • при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.

Что умеет ребенок в 5 месяцев:

  • с удовольствием рассматривает лица на картинках;
  • мелодично гулит, переходя на лепет;
  • хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы;
  • различает знакомых и незнакомых людей;
  • демонстрирует настороженное отношение к незнакомцам;
  • самостоятельно 5-10 минут занимается игрушками;
  • переворачивается со спины на живот, подтягивается на руках, пытаясь сесть;
  • лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук;
  • играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.

Что умеет ребенок в 6 месяцев:

  • лепечет и имитирует слышимые звуки;
  • внимательно вслушивается в речь;
  • находит взглядом предметы, о которых вы говорите;
  • соблюдает определенную дистанцию с посторонними;
  • перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • бросает то, что схвачено, может быстро подтягивать игрушку за веревочку;
  • перекладывает предметы из одной емкости в другую;
  • подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
  • учится вставать, держась за опору.

Что умеет ребенок в 7 месяцев:

  • понимает смысл многих слов;
  • эмоционально очень сильно привязан к матери, цепляется за нее;
  • начинает испытывать страх при расставании с мамой;
  • умеет вкладывать маленькие предметы в большие;
  • твердо стоит у опоры, переступает у опоры;
  • учится сидеть самостоятельно;
  • учится ползать;
  • переворачивается с живота на спину и обратно;
  • может есть с ложки и пить из чашки;
  • запоминает действия по поддержанию опрятности и «напоминает» о них маме;
  • играет в «Ладушки» и подобные жестовые игры.

Что умеет ребенок в 8 месяцев:

  • лепечет так, как будто говорит;
  • понимает и выполняет просьбы типа «дай руку», «наклони голову»;
  • играет в игры с выполнением простейших действий («Ладушки»), танцует;
  • испытывает сильный страх при расставании с матерью;
  • четко делит людей на «своих» и «чужих»;
  • пугается резких, неожиданных звуков (пылесос, звонок, лай собаки);
  • самостоятельно встает и ходит у опоры;
  • самостоятельно сидит;
  • начинает активно ползать;
  • может откусывать мягкую пищу и жевать;
  • переходит с пюре на измельченную пищу;
  • спокойно воспринимает высаживание на горшок.

Что умеет ребенок в 9 месяцев:

  • превращает лепет в звуковые серенады;
  • показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
  • сует пальчики во все дырочки;
  • умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
  • может листать толстые страницы картонной книжки;
  • самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
  • встает без опоры;
  • ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Что умеет ребенок в 10 месяцев:

  • вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
  • воспринимает шутки в свой адрес;
  • выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
  • радуется играм-забавам;
  • вставляет один предмет в другой;
  • предпочитает мелкие предметы крупным;
  • при помощи одного предмета достает другой;
  • сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
  • катает машинки, толкает мяч, неваляшку;
  • сидит, ползает, ходит у опоры;
  • спокойно расстается с грудью;
  • жует мелко порезанную пищу;
  • проявляет активный интерес к другим детям.

Что умеет ребенок в 11 месяцев:

  • понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
  • произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
  • выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
  • ждет похвалы и одобрения своих действий;
  • утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
  • машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
  • без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
  • пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
  • залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
  • пытается самостоятельно ходить;
  • может висеть на кольцах или турничке до одной минуты;
  • умеет забираться на первые несколько ступенек шведской стенки.

Что умеет ребенок в 12 месяцев:

  • произносит 10-15 легких и имитирующих слов;
  • самостоятельно ходит;
  • по-разному ведет себя с разными людьми;
  • проявляет самостоятельность;
  • активно выражает негативные эмоции;
  • собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков;
  • делает лепешки, катает колбаски из теста или глины;
  • имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия;
  • сопровождает рисование комментариями;
  • откусывает, жует твердую пищу;
  • пользуется ложкой и чашкой.
  • Источник

совершает микродвижения и издает звуки в такт речи говорящего;.

Пятый месяц

Дети на пятом месяце уверенно сидят с опорой, играют с игрушками. Овладевают навыком различать близких от чужих. В присутствии незнакомого человека могут насторожиться, зато с близкими людьми охотно контактируют: просятся на руки, обнимают. Проявляют интерес к себе и окружающим предметам, начинают разглядывать картинки. В этот период начинают резаться зубы, дети капризничают.

До полугода дети больше развиваются физически

Может смотреть за движущимися предметами, рассматривать их вблизи и вдали, наблюдает за собой в зеркале.

Таблица развития ребенка до года по месяцам

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в 5 месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

начинает сосать свой кулачек или пальчик;.

Таблицы развития ребенка по месяцам до года в норме

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому показатели, приведенные в таблицах развития доношенных детей, можно назвать усредненными, без учета индивидуальных особенностей.

1 месяцЛежа на животе, малыш поднимает голову на несколько секунд, четко реагирует на яркий свет, громкие звуки, взмахивая ручками и прижимая их к телу.
2 месяцУдерживает голову, находясь в вертикальном положении, следит за интересующими объектами, не боится света и звуков, хватает пальчиками игрушки.
3 месяцУверенно держит голову, может опираться на локти, лежа на животе, приподнимает верхнюю часть корпуса.
4 месяцОтталкивается ножками в вертикальном положении, ярко реагирует на игрушки, переворачивается со спины на животик, поднимает голову, хватает игрушки.
5 месяцПытается приподняться самостоятельно, сесть. Внимательно изучает предметы, реагирует на близких.
6 месяцСамостоятельно садится, переворачивается со спины на живот и обратно. Пытается осознанно шагать с помощью взрослых, поднимает игрушки.
7 месяцНачинает активно ползать, пытается стоять, опираясь на мебель, стены, иногда делает мелкие шажки. С удовольствием рассматривает свое отражение в зеркале, интересуется окружающими предметами.
8 месяцДолго играет любимыми игрушками, уверенно переступает ножками по полу, держась за руки родителей.
9 месяцПытается вставать на ножки и ходить без помощи мамы и папы. Мелкая моторика малыша достаточно развита – он передвигает мелкие предметы, собирает пирамидки, детали несложных конструкторов.
10 месяцСпособен проявлять эмоции односложными словами, движениями ручек. Имитирует интонацию, жесты родителей. Его надолго увлекают простые действия – ребенок открывает и закрывает дверцу шкафа, поднимает и бросает игрушки.
11 месяцДостаточное развитие коммуникативных навыков позволяет крохе мимикой и жестами выразить свое одобрение или неодобрение, согласие или несогласие. Имитирует звуки животных, охотно показывает что-нибудь по просьбе.
12 месяцИнтересуется абсолютно всем, происходящим вокруг: звуками, действиями. По просьбе близких способен выполнить сложные задачи – закрыть или открыть дверь, принести предметы.
Читайте также:  Жаропонижающие средства при беременности

10 месяц Способен проявлять эмоции односложными словами, движениями ручек.

Одиннадцатый месяц

До первого в жизни настоящего дня рождения осталось совсем недолго. Накануне события вы видите, что от рождения и до сего дня с вашим малышом произошли разительные перемены. Он забавен, активен, чрезвычайно любопытен и подвижен. Он имитирует вашу речь и может говорить. Это, конечно, еще не всем понятные слова, но сказать, как лает собака или мычит корова ребенок может очень хорошо. Это очень важное умение в 11 месяцев – говорить. Построить целую фразу или предложение малыш конечно не сможет, и поэтому использует интонацию и жесты при разговоре с вами.

В этот период самое главное для ребенка – подготовка к умению самостоятельно ходить и говорить, что он и делает, и здесь родитель являются самыми главными помощниками и наставниками.

Немного сокращается дневной сон, вздремнуть пару раз за день по 1,5-2 часа – вполне достаточно. Сейчас вы можете попробовать перевести малыша в отдельную кроватку, если до этого он спал вместе с вами.

Пора начинать общение со сверстниками. Ходите с ребенком на детские площадки или в специальные развивающие студии. Малышам в этом возрасте знакомство с другими детьми необходимо. Во время игр он будет быстро уставать от общения, поэтому можно пойти прогуляться или отдохнуть дома.

Сидя за общим столом со взрослыми, ваш малютка копирует вас и кушает ложкой, зачастую опрокидывая на себя пищу. В 11 месяцев развивайте жевательный навык и прикладывайте мягкие усилия, чтобы привить ребенку аккуратность во время еды.

Не стоит этого делать сейчас.

График правильного развития малыша по месяцам до года

Существует календарь развития новорожденных и грудных детей. Он имеет вид таблицы либо графика, описывающей те навыки, которыми овладевают малыши в определенном возрасте.

Подобная информация позволяет контролировать процесс становления ребенка. Доктора сравнивают фактические данные, полученные в ходе осмотра и обследования малыша, с эталонными, приведенными в календаре.

Таблица развития ребенка по месяцам до года приведена ниже.

Возраст в месяцахРазвитие грудничка
двигательноеречевоепсихическое
1делает попытки приподнимания головы, движения рук и ног хаотичнытихо гулитобращает внимание на игрушки, реагирует на внешние раздражающие факторы
2лучше координирует движения, удерживает голову около минуты, пытается перевернуться набокгулит, издает гласные звуки, прислушивается к своей «речи»удерживает взгляд на движущемся предмете, узнает родителей по запаху, осознанно улыбается
3держит голову около двух минут, пытается приподняться на локтях из позиции лежа на животегулит, начинает издавать согласные звукиищет источник звука (поворачивает голову в сторону возникновения шума); проявляет интерес к игрушкам; привлекает внимание родителей требовательным криком, плачем; изучает свои руки, тянет пальцы в рот; некоторые дети начинают смеяться
4не отрывает взгляд от движущегося предмета, поворачивается набок, пытается садитьсяначинает лепетать, появляются первые внятные слогиможет сам брать погремушку; отличает маму от других людей; реагирует на свое имя; различает голоса; играет с погремушками (пытается их ловить); появляются любимые игрушки; разглядывает свое отражение в зеркале; прислушивается к разным звукам
5переворачивается в разные стороны, пытается ползать «по-пластунски», поднимается на локти из положения лежа на животелепечет, произносит слоги «ма», «ба», «па»боится чужих людей, настораживается, когда слышит незнакомый голос, увлеченно рассматривает и ощупывает разные предметы
6ползает «по-пластунски», перекладывает предметы из одной руки в другую, пытается встать на коленииграет с громкостью голоса, произносит простые слоги, выговаривает согласные «з», «ф», «с»выражает эмоции (недовольство, радость), тянет руки ко всем интересующим его предметам, берет все в рот, просится на руки, знает особенности разных игрушек (пищалок, музыкальных каруселей)
7ползает вперед, передвигается на четвереньках, сидит с опорой, может удерживать в каждой руке по игрушкелепечет, выговаривает новые слоги («на», «та», «да»)различает интонацию речи, понимает слово «нет», узнает известные предметы, начинает подражать звукам, которые издают животные
8самостоятельно сидит, пытается передвигаться у опоры, активно ползаетлепечет, пытается повторять речь взрослых, начинает выговаривать простые слованачинает выражать настойчивость, удивление; хлопает в ладоши, машет ручкой; знает расположение комнат в той квартире, в которой живет; игры становятся более осмысленными; может выполнять простые просьбы родителей, показывает свои части тела
9стоит и ходит с опорой, активно передвигается по квартире, может разворачиваться и ползти в обратную сторону, пытается встать на ногиактивно лепечет, слова произносит со смысломпонимает простые просьбы взрослых, интересуется маленькими предметами, может мять и рвать бумагу, перелистывать страницы книги, стремится к активному общению с родителями, быстро запоминает названия новых предметов
10пытается ходить, садиться из положения стоя, активно ползает по квартирепроизносит простые словакопирует мимику взрослых; различает родных и чужих; стремится общаться и играть с другими детьми; появляется привязанность к часто встречающимся людям; понимает смысл игрушек (может катать машинку, собирать пирамидку, строить башню, кидать мяч)
11делает первые шаги, может пройти небольшое расстояние без опорывыражает желания словами «на», «дай», четко произносит «мама», «папа», «баба», увеличивается активный словарный запассопротивляется, когда из рук забирают интересующий предмет; легко возбуждается, быстро переходит от смеха к плачу; в новом месте настораживается, пугается незнакомых людей
12самостоятельно ходит, ложится, встает, приседает, поднимает игрушку, учится перешагивать через препятствиямного лепечет, осознанно выговаривает «баба», «папа», «мама»понимает, что говорят взрослые; реагирует на запреты, просьбы; наблюдает и комментирует все происходящее вокруг; в игре появляется сюжет (укладывает или расчесывает куклу, возит в машине мячик)

Сравнивая данные ребенка с теми, что указаны в таблице, родителям следует помнить, что все дети развиваются по-разному. Это зависит от того, в каких условиях они живут, как с ними занимаются. Недоношенные младенцы отстают в развитии от появившихся в срок малышей на 1-1,5 месяца.

В разговоре стоит называть имя ребенка.

Календарь развития ребенка до 1 года

Календарь развития ребенка – уникальная карта, позволяющая отследить прогресс растущего малыша по основным вехам: до года — помесячно, а затем – через более длинные временные промежутки.

Это своего рода перечень освоенных крохой навыков, а также действий, предпринятых близкими людьми и полезных для малютки.

календарь развития ребенка

Первые три года существования малыша – самая благодатная почва для формирования его душевных и физических качеств, недаром один известный педагог сравнивала детишек, находящихся в этих возрастных пределах, с «психическими эмбрионами».

Доказано, что в этот период наиболее быстро образуются связи между нейронами головного мозга. И это видно невооруженным глазом: вот только ребенок лежал, завернутый в пеленку, а прошел какой-то десяток недель – и он уже во всю кувыркается по кроватке и тянет к себе в ротик все, что случайным образом очутилось под рукой. Желательно не упустить момент и заняться развитием малыша буквально с первых минут нахождения рядом с ним.

Читайте также:  Артрит рецепт настойки от артрита из жостера (крушины)

Заветных двенадцать месяцев: время колоссальных перемен

Пожалуй, это самый насыщенный жизненный отрезок для маленького ребенка. Каждый месяц его поджидают удивительные открытия и новые умения. И хотя кажется, что родители никак не влияют на этот процесс, исследования показывают, что детки, с которыми целенаправленно занимались в течение первого года жизни, имеют более высокие показатели по многим характеристикам.

Первые тридцать дней: период новорожденности.

В это время малютка по большей части спит, однако даже при таком режиме он справляется со сложной задачей – адаптироваться к непривычному для него миру. Главное, что нужно решить на данном этапе – отрегулировать процесс грудного вскармливания, потому что современные психологи считают, что только при условии кормления малютки по первому требованию, до того, как ребенок «подаст голос», можно сформировать у малыша доверительное отношение к миру.

Если положить ребеночка на живот, он уже пытается поднять головку. При виде ярких предметов малыш старается сфокусировать глазки, которые нередко расходятся в разные стороны вследствие слабости мышц, отвечающих за движение глазных яблок. Ручки и ножки малыша находятся в состоянии естественного гипертонуса, а основной рефлекс – сосательный – срабатывает при приближении любого предмета к ротику.

Второй месяц: борьба с непослушной головкой

Основная задача, с которой справляется ребенок в течение второго месяца – научиться держать головку не только лежа на животике, но и когда его держат «торчком». Он уже лучше фокусирует глазки, начинает понемногу реагировать на дружелюбные интонации, более осознанно улыбается. Если с малышом разговаривать, низко склонив над ним лицо, он будет пытаться ответить на своем младенческом языке.

Третий месяц: все больше активных движений

На третьем месяце малютка уже может совершать первые произвольные движения:

  • удерживать игрушку, если вложить ее в ладошку малыша;
  • поднять плечевой пояс над поверхностью стола, если его перевернуть на животик;
  • удерживать головку, если его несут «солдатиком»;
  • потянуться головкой вперед, когда его, лежащего на спинке, пытаются приподнять за ручки;
  • проследить глазками за перемещающейся игрушкой;
  • перевернуться со спинки на бочок;
  • осознанно улыбнуться, реагируя так на дружелюбное к нему обращение;
  • произнести речь, состоящую из нескольких невнятных звуков.

В это время малыш значительно оживляется, больше бодрствует и с удовольствием рассматривает все, что видит вокруг себя.

Четвертый месяц: первые попытки сидеть

Учимся сидеть

К этому времени малыш научился справляться со своей непослушной головкой и его развитие неумолимо идет дальше:

  • головка может поворачиваться по направлению к громкому звуку;
  • ручки активно тянутся к привлекательной игрушке;
  • малыш с интересом ощупывает все предметы около себя и даже пытается подтянуть их к ротику;
  • при потягивании за ручки кроха может сесть и немного посидеть с поддержкой спинки;
  • голоса близких малыш узнает уже издалека, оживляется, услышав их, проявляет радость;
  • в арсенале произносимых звуков появляются первые ясные гласные.

В это же время ребенок хорошо удерживает в поле зрения перемещающийся предмет, поэтому кстати будут игрушки-мобиле.

С пяти месяцев до полугода: сидим и общаемся

В пять – шесть месяцев, в зависимости от крепости мышц спинки, малыш начинает сидеть самостоятельно, без опоры со стороны спинки. Игрушки приобретают для него все большее значение:

  • кроха не просто смотрит на подвешенные над кроваткой или манежем предметы, а активно пытается их достать своими ручками, схватить, потрясти и пощупать;
  • если игрушка лежит, малыш уже может перевернуть себя со спинки на бочок, оттуда – на животик, и, вытащив одну ручку из-под себя, пытаться ей достать желанный предмет. Это одна из самых сложных цепочек действий, которые изо всех сил пытается воплотить кроха;
  • лежа на животике, ребенок может переносить тяжесть тела с одной ручки на другую, при этом не падая;
  • в арсенале звуков появляются простые согласные, а за ними – и первые слоги «ба, ма, па, дя»);
  • все попавшиеся под руку предметы малыш увлеченно тянет в рот: во-первых, из-за того, что у него активно прорезываются зубки, а во-вторых, потому что познание мира малышом напрямую связано с вкусовыми рецепторами.

По окончании первого полугодия начинается новый, исследовательский этап в жизни малыша.

От семи до восьми: маленький исследователь

Обычно в семь – восемь месяцев малыши предпринимают первые попытки ползать, и как только они оказываются успешными, родители теряют покой. Поэтому лучше заранее подготовить комнату, в которой находится малыш, убрав все травмоопасные предметы с поля зрения.

  • Ребенок этого возраста уже начинает проявлять характер, требуя то, что он желает получить, плачем или громкими криками. Важно научиться переключать его внимание, чтобы избежать конфликтных ситуаций в будущем.
  • Придерживаясь за опору, малыш вполне может встать на свои ножки. Идеально, если есть возможность оставлять его поиграть в манеже или кроватке с крепкими прямыми бортиками.
  • В этот период при желании можно легко научить малыша первым проявлениям вежливости (кивать при встрече гостей и в знак благодарности, махать ручкой в знак прощания).
  • Арсенал звуков особо не обогащается, но ребенок без остановки повторяет те слоги, которые освоил раньше, образуя тем самым первые слова. На базе этих слогов можно составлять новые фразы, подсказывать их малышу.

Главное, что необходимо малышу этого возраста – возможность спокойно исследовать окружающий его мир.

С девяти до десяти: развиваем ручки

В этом возрасте малыш делает потрясающее открытие: некоторые предметы можно класть внутрь других, а затем можно высыпать все это обратно. За таким занятием кроха может проводить целые часы, поэтому ему просто необходимы различные чашечки, ведерки с крышечками, коробочки и стаканчики, а также различные мелочи – игрушки, шарики, палочки, шашки.

Несвязные слоги постепенно превращаются в осознанные слова и даже короткие фразы («Папа, дай», «баба, иди»). Малыш увлеченно слушает сказки, с удовольствием играет наручными куклами.

Двигательная активность продолжает прогрессировать – многие ребятишки в это время делают свои первые шаги, а уж стоит без поддержки подавляющее большинство малышей. Появляется интерес к мячикам, первым каталкам.

С одиннадцати до года: финишная прямая

Ближе к году детки постепенно превращаются в маленьких обезьянок, которые копируют всех без исключения взрослых. Этот период хорош для освоения подражательных игр.

В малыше просыпается первое стремление к самостоятельности, которое нужно всячески поддерживать: позволять ребенку самому завершать процесс одевания какой-либо вещи, кушать пластмассовой ложечкой, убирать за собой игрушки и обувь после прогулки. Главное – не торопить маленького помощника, иначе естественное стремление делать все самому пропадет.

Общение с малышом в этом возрасте позволяет обогатить его словарный запас, научить выражать свои желания. Это очень важное умение, потому что ребенок, который может сказать, чего он хочет, будет гораздо спокойнее малыша, которого никто не понимает.

Развивается и совершенствуется умение ходить без поддержки. В процессе пути малыш уже может присесть на корточки, взять с пола нужный предмет, встать и идти дальше.

Конечно же, все приведенные сроки относительны. Каждый малыш развивается в своем индивидуальном темпе и в нужном ему направлении. Поэтому каждый родитель вполне может составить свой календарь.

От года до трех: долгий путь как одно мгновение

Календарь развития ребенка после года еще более относителен, чем календарь первых двенадцати месяцев. У малышей все ярче проявляется темперамент и в развитии устанавливаются свои приоритеты: кто-то будет увлеченно рисовать, лепить и рассматривать картинки, а кто-то – бегать по улице и прыгать по квартире. Соответственно, у первого малыша быстрее разовьется речь, а у второго – координация движений. Можно выделить несколько важных моментов в развитии малыша от года до трех лет:

  • Формирование крепкой психики. До трех лет мозг малыша развивается на 80 процентов от своего максимально возможного уровня. Такое бурное развитие нервной системы будет протекать нормально только в благополучной семейной обстановке, при наличии доброжелательного окружения.
  • Развитие нервной системы. До трех лет происходит активное установление связей между клеточками головного мозга, чем больше нейронов будет задействовано в этот период, тем выше окажется уровень умственной деятельности в дальнейшем. Для того, чтобы мозга малыша развивался, необходимо обеспечить ему достаточную сенсорную нагрузку.
  • Исследование окружающего мира – важное занятие для малыша. Он увлеченно осматривает каждый уголок любого места, где только окажется.
  • Речевое развитие. Главная задача маленького филолога – узнать как можно больше слов и научиться строить правильные предложения. Во многом этому способствует начало посещения группы детского сада.
  • Первый кризис. Обычно к трем годам ребенок начинает ощущать себя более самостоятельным, чем его воспринимают взрослые. Этим объясняется возникновение конфликтного периода. Главное, что могут сделать родители – не подавлять маленькую личность, а предоставлять ей возможность на собственном опыте определить предел своих возможностей.
Читайте также:  Нормы гемоглобина у детей до года и старше: таблица

В это время многие родители начинают следовать одной из популярных методик раннего развития детей, и не зря: двух — трехлетний малыш с радостью погрузится в любые развивающие занятия, а результаты порадуют взрослых, и можно будет составить свой собственный, уникальный календарь развития ребенка.

Третий месяц все больше активных движений.

Этапы физического развития мальчиков и девочек: таблица роста и веса

Многие родители слышали определение «коридор развития», у большинства это понятие вызывало недоумение и растерянность.

Но ничего страшного в нем нет – это общепринятое понятие этапов физического развития ребенка.

Немного о том, существует ли разница в физическом развитии на первом году жизни между мальчиками и девочками.

Согласно антропометрической экспертизе, развитие детей обоих полов мало чем различается.

Все зависит от:

  • Индивидуальных особенностей.
  • Генетической наследственности.
  • Врожденных заболеваний.
  • Условий жизни и питания.

В таблице также указана норма прибавки показателей по месяцам:

Возраст ребенка до года (месяцы)Рост, смПрибавка в росте, смВес, кгПрибавка в весе, гр
Новорожденный50-52Нет3,100 – 3,500Нет
Один53-5643,700 – 4,150650
Два57-6044,500 – 4,850700
Три61-6345,250 – 5,650800
Четыре63-65,52,56,000 – 6,300650
Пять65-682,56,450 – 6,900600
Шесть67-7027,000 – 7,500600
Семь69-7227,550 – 8,100600
Восемь71-7428,150 – 8,650550
Девять72,5-75,51,58,650 – 9,100450
Десять74-771,59,100 – 9,550450
Одиннадцать75,5-78,51,59,500 – 9,950400
Двенадцать76-801,510,000 – 10,350350

Как видно из таблицы:

    Самый активный рост ребенка приходится на первый триместр жизненного цикла. В этот период организм перестраивается на самостоятельное функционирование.

Малыш пассивен и проводит в состоянии сна до двадцати часов в сутки.

  • Во втором триместре рост и вес возрастают медленнее, малыш больше времени бодрствует, реагирует на внешние раздражители, постепенно адаптируется к внешнему миру.
  • Третий триместр – ребенок ведет активный образ жизни, продолжительность сна постепенно уменьшается, временные интервалы между кормлениями увеличиваются.

    Начинается этап познания мира. Прирост физических показателей падает.
    Четвертый триместр – самостоятельный человек. Ребенок пытается подражать взрослым, ведет себя осознанно, активно.

    Питание смешанное, в рацион добавляется твердая пища. Характерен наименьший прирост показателей.

    В этот период важно уделять внимание развитию малыша, занимаясь несложной гимнастикой и массажем.

    2 года

    • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме
    • 10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка
    • Развивающие игры для детей от 1 до 2 лет: рекомендации для родителей
    • Как развивать речь у детей 2-3 лет
    • Как выбрать подарок ребенку

    Как организовать детский праздник своими силами.

    Развитие ребенка до года — Седьмой месяц

    • Ребенок становится более подвижным.
    • Совершенствуется умение сидеть.
    • Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
    • Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках
    • Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые — ползают задом.
    • Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.
    • Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
    • Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга
    • Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта
    • Гладит свое отражение в зеркале
    • Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса
    • Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки «да», «па», «ма», «та», «ба».

    Короткое время стоять без посторонней помощи;.

    1 месяц: спим и кушаем

    В первый месяц жизни у младенца происходит формирование зрения и слуха. Чадо начинает реагировать на движущиеся объекты и напевную речь. Так как на этом жизненном этапе малыш бодрствует очень мало, стоит посвятить большую часть времени физическому развитию: массаж, легкая зарядка. Что поспособствует более быстрому развитию зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

    К окончанию 1 месяца лицо крохи приобретает определенные черты. Теперь при внимательном рассмотрении можно определить, на кого он похож. Постепенно исчезает гипертонус мышц, малыш расслабляет свои ручки и ножки и начинает ими активно двигать. Как правило к концу 1 месяца полностью заживает пупочная ранка, и на ее месте образуется красивый пупочек.

    В этот период идёт перестройка пищеварительной системы.

    Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

    • Давайте ребенку ложку пусть малыш пробует есть сам
    • Ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги без опоры
    • В 11 месяцев малышу по силам надеть кольцо на кеглю или собрать пирамидку
      ребенок собирает кубики в башню, а если при этом вы будете называть буквы изображенные на кубиках, то к двум годам ребенок будет знать алфавит.
    • Понимает слова типа дай, открой, ку-ку.

  • За 12 месяц малыш поправляется на 350 грамм, а вырастает на 1,5 см.

    Физическое развитие ребенка по месяцам до года

    Физическое развитие – это динамический процесс роста, включающий в себя такие показатели: масса тела, рост, окружность головки и грудной клетки.

    Прибавка в весе (г)

    Прибавка роста (см)

    Увеличение объема головы (см)

    Увеличение объема грудной клетки (см)

    1 месяц

    2 месяца

    3 месяца

    4 месяца

    5 месяцев

    6 месяцев

    7 месяцев

    8 месяцев

    9 месяцев

    10 месяцев

    11 месяцев

    12 месяцев

    Конечно, эти показатели могут немного колебаться в большую или меньшую сторону, но значительные отклонения должны насторожить: возможно, это первые признаки патологических состояний.

    Лежа на животике, приподнимает голову, но быстро устает и опускает ее обратно.

    Пятый месяц развития

    В этом возрасте малыш уже прекрасно видит удаленные предметы и способен узнать маму даже на расстоянии нескольких метров от него. Кроха может с увлечением всматриваться в работающий телевизор и с удовольствием смотреть короткие мультфильмы и рекламные ролики. Лежа на животе он делает попытку ползти.

    В пятимесячном возрасте происходит настоящий скачок в развитии ребенка. Он лежа на животе упирается ручками в пол и поднимает грудь. При поддержке он уже старается идти. Может взять игрушку из рук родителей и передать ее им обратно. Согласно физиологическим показателям в этом возрасте у малыша могут начать прорезываться зубки.

    Психофизическое развитие также продолжает расти. Ребенок в это время активно реагирует на изменение тона родителей и начинает подолгу гулить на разные тона. Если мама прерывает общение, то ребенок начинает плакать, выражая свое недовольство.

    Рост малыша увеличивается на 2 3 см.

    2 месяца: улыбнись мне, мама!

    Ещё не очень уверенно, но маленький человек, пытается держать голову. Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.

    В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком — улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше. В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать. Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.

    Так как на этом жизненном этапе малыш бодрствует очень мало, стоит посвятить большую часть времени физическому развитию массаж, легкая зарядка.

  • Добавить комментарий