Признаки гиперактивности у детей до 3 лет

Симптомы у детей до года

Выявить нарушения у ребенка в возрасте до 1 года достаточно сложно. Причина в том, что особенности поведения и характер в этот период еще не сформировались в полной мере. Выражение эмоций еще неподвластно крохе, поэтому он может иногда быть слишком активным или, наоборот, затихать.

Распознать гиперактивность у грудничков помогут симптомы, которые являются универсальными для любого возрастного периода:

  • Нарушение сна – период отдых-бодрствование смещается. Малыш ведет себя беспокойно, плачет или долго не хочет засыпать. Также бывает, что основное время отдыха приходится на утро и день, активность начинается с вечера и продолжается всю ночь.
  • Повышенная потребность в движении (для грудничков она выражается в постоянном поднятии рук и ног, переворачивании).
  • Продолжительный плач без видимой причины.
  • Сильная напряженность в мышцах (гипертонус).
  • Срыгивание и рвота (могут проявляться сразу после еды или через некоторое время).
  • Возбудимость повышенная. Привести к смене настроения может, например, включение света в комнате или звонок телефона.

В этом случае родители могут столкнуться с такими проблемами, как сложность с пеленанием или сменой одежды. Присутствие посторонних лиц или большое количество людей в помещении может стать причиной смены настроения на негативное. Все эти перечисленные симптомы присутствуют в случае наличия гиперактивности постоянно. У малышей без нее отмечаются периодически, например, в случае болевых ощущений.

Внимание к особенностям поведения – очень важная деталь

Важно! Наблюдать за поведением ребенка нужно в течение всего дня. Если возникают сомнения, то лучше всего обратиться к специалисту.

В этом случае родители могут столкнуться с такими проблемами, как сложность с пеленанием или сменой одежды.

Что такое синдром дефицита внимания у детей

  1. Что такое синдром дефицита внимания у детей
  2. Каковы причины СДВГ
  3. Симптомы синдрома гиперактивности
  4. Коррекция поведения
  5. Фармакотерапия при синдроме дефицита внимания у детей
  6. Лечение с помощью психологической терапии
  7. Правильное питание
  8. Витаминотерапия
  9. Социальная поддержка

Лечение с помощью психологической терапии.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Уже начиная с возраста 3 лет, ребенок демонстрирует чудеса активности – открывает и закрывает шкафчики, бегает по всему дому, разбрасывая вещи и хватая все, что вызвало интерес. Все потому, что возможности освоения окружающего мира расширились с освоением ходьбы. Но каждая ли такая активность должна вызывать беспокойство у родителей?

Специалисты полагают, что гиперактивность у ребенка 3 лет можно заподозрить, когда замечены:

  • задержка речевого развития;
  • обострение упрямости, неуправляемость, отсутствие реакции на запреты;
  • хаотичные движения, «моторная неловкость»;
  • чрезмерная двигательная активность (сидя на стуле, ребенок вертится, вскакивает, постоянно совершает движения руками и ногами);
  • невнимательность, отсутствие усидчивости, забывчивость;
  • частый переход от одного незавершенного дела к другому;
  • вспыльчивость, истеричность, неуравновешенность, склонность к конфликтам со сверстниками;
  • головные боли, появление фобий (страхов);
  • плохой сон.

Если у ребенка присутствует более 6 из этих признаков, стоит обратиться к психотерапевту или детскому неврологу за профессиональной диагностикой.

Гиперактивность у детей 5 лет может быть вызвана не только психическими нарушениями. Натолкнуть на мысль о наличии проблемы должны и следующие факторы:

  1. Неблагоприятное течение беременности (стрессы, курение, гипоксия, неправильное питание матери)
  2. Неблагоприятные роды (стремительные или, наоборот, затяжные, роды после стимуляции, недоношенность – до 38 недель)
  3. Наличие неврологических заболеваний у ребенка, конфликты в семье, излишняя строгость по отношению к ребенку, неправильное питание, отравление свинцом.

Специалисты помогут снизить тревожность, развить речь, память, внимание, а также подобрать деятельность, в которой малыш будет уверенно себя чувствовать.

Причины гиперактивности детей

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.

Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.

Признаки

Распознать симптомы гиперактивности в младенчестве до 1 года достаточно сложно. Однако уже с 1 месяца обращает на себя внимание неадекватная активность:

  • С рождения у малыша нарушен режим сна. Грудничок спит меньше, чем положено, часто путая день и ночь.
  • Бесцельные движения ручками и ножками выдают гиперактивность у ребенка в 2-4 месяца. Постоянные дрыганья, попытки потрогать вещи в пределах досягаемости, и тут же их бросить, неконтролируемые дергающиеся движения.

  • Повышенный мышечный тонус в первые месяцы жизни должен насторожить врачей.
  • Сильная отрыжка, переходящая в рвоту при кормлении, особенно при переходе с грудного молока на смеси.
  • Постоянные крики и плач без явной причины при гиперактивности, начнутся у ребенка в 1,2 месяца и продолжатся даже у годовалого.
  • Сопротивляется пеленанию, любым попыткам ограничения подвижности, часто с ревом и даже агрессией.
  • Малыш отвлекается на любые яркие вещи, игрушки, но не способен зафиксировать внимание на них и минуту, тянется, чтобы взять в ручки и тут же бросает, потеряв интерес.
  • Проявляет немотивированную агрессию, ломает игрушки, пытается бить людей, если чем-то недоволен.
  • Отрицательно реагирует на малознакомых или незнакомых людей, кричит в их присутствии, отказывается контактировать.
  • Легко впадает в истерику и крип при малейшем раздражении. Спровоцировать плач может громкий хлопок, включенный в темном помещении цвет, громкий голос человека, звуки, издаваемые домашними животными.
Читайте также:  Блокада сердца что это простыми словами

  • Раннее физическое развитие. Малыши с СДВГ раньше сверстников учатся переворачиваться, шустро ползают, раньше встают на ножки.

Точно сказать, как будут проявляться симптомы гиперактивности до года у конкретного ребенка невозможно, так как маленькие дети все разные, выявить болезнь сложно.

Сразу несколько описанных выше признаков, замеченных за одним малышом, должны вызвать обеспокоенность у родителей. Окончательно понять, что у ребенка гиперактивность, так же сложно, как и распознать любую другую болезнь мозга.

Частые стрессы, испытываемые женщиной при беременности.

Какого ребенка называют гиперактивным?

Давайте разберемся, если у ребенка зашкаливает запас энергии, он всем интересуется, но вместе с тем обладает способностью слушать ответы на свои вопросы – это не гиперактивность, это развитый познавательный интерес.

Гиперактивный синдром – это синдром, при котором процессы возбуждения нервной системы значительно превосходят процессы торможения. Данные особенности напрямую зависят от чрезмерного проявления эмоций, проявляются чаще всего у детей раннего возраста, реже – у подростков.

Гиперактивный синдром почти всегда объединяется с синдромом дефицита внимания (СДВ), образуя так называемый синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), поэтому психологи часто используют данную аббревиатуру для обозначения комплекса данных симптомов.

В зависимости от возраста, признаки гиперактивности у детей имеют разный характер:

  • В возрасте 1-2 года, у детей, склонных к гиперактивности, проявляется повышенная нервозность, плаксивость, которая переходит в затяжные истерики, нарушение сна, раздражительность.
  • В 3-4 года наблюдается импульсивность действий, неспособность завершить начатую игру, нарушения мелкой моторики, и тонких дифференцированных движений кисти руки, а также, проявления неконтролируемой агрессии.
  • В 5-6 лет родители наконец-то начинают бить тревогу, ведь ребенок не способен осваивать программу детского сада, которая является необходимым компонентом в подготовке ребенка к школе, начинает ярко проявляться СДВ, а также нападения неконтролируемой ярости и истерики.
  • Позже, 7,8-9,10 лет все вышеперечисленные проявления значительно усиливаются, что приводит к неспособности усвоить азы школьной программы, появляются признаки социальной дезадаптации, развивается делинквентное поведение, а также ярко выраженная лабильность эмоций.

Важно своевременно обнаружить проявления гиперактивного синдрома, ведь чем раньше диагностировать проблему, тем эффективнее будет коррекционная работа по ее нивелированию.

Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ, следует четко придерживаться назначенного врачом лечения.

Нейропсихологическая терапия

Этот метод коррекции заключается в ряде упражнений: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для челюсти и языка, перекрестная телесная тренировка, упражнения для мелкой моторики, релаксации, визуализации, совершенствования коммуникативной и когнитивной сфер, функциональные упражнения, задания с правилами.

Все перечисленные компоненты терапии позволяют ребенку снять напряжение, правильно настроить нервную систему, научиться контролировать эмоции, управлять своим телом, концентрировать внимание, а также развивают стремление к достижению целей и самосовершенствованию.

Дайте ребенку понять, как он выглядит в данный момент подведите к зеркалу или сфотографируйте.

Основные симптомы СДВГ у ребенка

  1. Повышенная речевая и двигательная активность. Малыш чрезмерно болтлив, постоянно издает нечленораздельные звуки (хмыкает, хрюкает, покашливает, тяжело и громко вздыхает), говорит резко, прерывисто и часто заикается. Ребенок не может спокойно усидеть на месте даже в короткий промежуток времени — он крутится на стуле, совершает непроизвольные движениями плечами, кистями рук и стопами ног, хлопает в ладоши.
  2. Импульсивность поведения. Ребенок беспричинно совершает хаотичные движения, постоянно пытается куда-то убежать, залезть, запрыгнуть, а также плохо и мало спит. Во время школьного урока дети с СДВГ часто встают со своего места и бесцельно ходят по классу, отвечают на вопросы учителя, не задумываясь и не дослушав до конца.
  3. Дефицит внимания — отсутствие возможности сконцентрироваться на чем-либо, как следствие — плохая успеваемость в школе. Гиперактивные дети не в состоянии совершать цепочку из последовательно идущих действий, соблюдать правила, придерживаться инструкций, они не владеют навыками самоорганизации.
  4. Неуравновешенность, вспыльчивость и агрессивное поведение в отношении окружающих людей из-за запоздалого эмоционального развития в возрасте 5-6 лет.
  5. Нервный тик (подергивание мышц лица и тела, мигание глазами), головные боли, наличие беспричинных страхов и фобий.
Читайте также:  Сибирская язва: что нужно знать об опасной болезни

Насторожить родителей должна небольшая задержка в развитии у малыша 1-3 лет речи, наличие неловкости и неуклюжести на фоне ровесников, которые уже овладели положенными для этого возраста моторными навыками. Из-за известного периода развития детей, именуемого кризисом 3-х лет, особенности поведения малыша списываются на нигилизм, строптивость и негативизм переломного возрастного момента. Однако часто расторможенность и неуправляемость являются симптомами гиперактивности и СДВГ. При наличии нервного тика самым ранним нарушением является постоянное откашливание, не спровоцированное физиологическим дискомфортом и болями в горле. Непроизвольные, регулярно повторяющиеся движения мышц лица и тела со временем становятся более сложными — ребенок начинает постоянно теребить нос, поправлять челку, похлопывать себя по животу или дуть на ладони.

У детей может наблюдаться гиперактивность без СДВГ. Такой малыш часто суетлив, легкомысленен, многословен, желает все время находиться в центре внимания. Эти черты характера и поведения провоцируют тягу к авантюрам и неоправданному риску, что приводит к созданию опасных для жизни и здоровья ситуации.

Синдром дефицита внимания не всегда сопровождается гиперактивностью. В этом случае у детей не наблюдается явно выраженного поведенческого расстройства, однако ребенок с таким диагнозом не слушает собеседника, не реагирует на замечания, не может сосредоточиться и выполнить задание, быстро забывает смысл услышанного.

СДВГ часто встречается у современных детей и не должны пугать родителей.

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно – ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение ,.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности: симптомы

Ирина Лукьянова журналист, писатель, преподаватель литературы, мама двоих детей, автор книги о детях с СДВГ

О таком диагнозе, как СДВГ, слышали сегодня, пожалуй, все родители школьников, а многие и сами “ставили” его, называя какого-то излишне подвижного ребенка гиперактивным. Однако до сих пор о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью была лишь одна популярная книга отечественного автора — вышедшая в 2003 году “Дети-тюфяки и дети катастрофы” Екатерины Мурашовой. И вот у родителей “трудных детей” появилась еще одна возможность разобраться в проблеме и помочь своему ребенку — Ирина Лукьянова, писатель, педагог и мама, пережившая гиперактивность собственного ребенка, выпустила книгу “Экстремальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребенком”.

Некоторые дети не прекращают непрерывного движения даже за едой и во сне обедают стоя, подпрыгивая, во сне вертятся и ползают.

Этиология заболевания

Синдром у грудничков может развиваться вследствие многочисленных причин.

Неблагоприятные факторы принято делить на 3 группы: внутриутробные, то есть развивающиеся в процессе вынашивания, родовые (возникающие при родах), иные факторы риска.

Читайте также:  Диффузно-токсический зоб (Базедова болезнь)

К внутриутробным причинам относят гипоксию плода, неправильное питание будущей матери, наличие у нее вредных привычек, подверженность стрессам и депрессиям.

Родовые факторы включают:

    Осложнения в процессе родов (использование вспомогательных средств для успешного родоразрешения).

Затяжные или стремительные роды.

Травмы, полученные при прохождении по родовым путям.

Появление на свет раньше положенного срока.

Нужно ли лечить ребенка.

Что делать дальше

Гиперактивный ребёнок нуждается в вашей любви, понимании, заботе и принятии. Ругать его за то, что он не может изменить, глупо и неправильно. Но это не значит, что вы допускаете любое его поведение. Нужно разобраться, как вы будете строить его дошкольную и школьную жизнь, общение, когда ему может понадобиться помощь специалиста.

Запомните эти признаки здорового растущего ребёнка.

Причины гиперактивности у детей

Точная причина синдрома до конца не определена, но считается, что это сочетание нескольких факторов:

  1. Генетическая предрасположенность: у гиперактивных детей проявления причины семейной предрасположенности хорошо прослеживаются. Если у одного из родственников было диагностировано СДВГ, вероятность того, что у другого члена семьи также разовьется это расстройство, составляет 25-35% по сравнению с 4-6% населения в целом.
  2. Проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев у гиперактивного ребенока причины и последствия этих состояний будут встречаться в анамнезе.
  3. Особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У людей с СДВГ обнаружен низкий уровень дофамина. Также позитронно-эмиссионная томография головного мозга показывает, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях, которые контролируют внимание, социальные суждения и движение.
  4. Неблагоприятная экологическая и социальная среда.
  5. Неправильное питание.

На появление гиперактивного ребенка причины оказывают влияние в сочетании друг с другом. Нельзя выделить единый фактор, однако исследования, проводимые в США и Европе, дают возможность предполагать, что возникновение расстройства на 80% зависит от генетики. Но даже если при гиперактивности причинами первой линии являются генетические факторы, для развития полной клинической картины этой патологии необходимо влияние окружающей среды.

Неправильное питание.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) ) — это неврологическое расстройство поведения, которое сам заболевший контролировать не может (это важно). Оно имеет три ключевых проявления. Или, в некоторых случаях, их совокупность:

  • Невнимательность. Ребёнку сложно сконцентрироваться на задаче. Ему не хватает настойчивости, чтобы продолжать начатое дольше пары минут. И эти проблемы не связаны с тем, что он «не слушается» или не понимает вопрос.
  • Гиперактивность. Ребёнок не может усидеть на месте, в том числе в тех ситуациях, где требуются спокойствие и тишина. Он подскакивает, вертится, стучит ногой, задаёт миллион вопросов, чешется, хихикает или просто очевидно нервничает.
  • Импульсивность. Это означает, что дети делают то, что им хочется, моментально, не задумываясь о последствиях. Например, другой ребёнок берёт их машинку в песочнице — бьют обидчика. Надо к карусели — бегут к ней, расталкивая плечами остальных. Интересно, с чем связан внешний вид окружающих — прямо и громко спрашивают: «А почему эта старая тётя такая толстая?»

Чаще всего СДВГ связывают только с гиперактивностью. Но это ошибка. Ребёнок может быть сдержанным и уравновешенным флегматиком. Просто крайне невнимательным.

Для постановки диагноза врачу достаточно, чтобы наблюдалось одно‑два из обозначенных выше проявлений заболевания. В этом случае СДВГ подразделяют на типы: преимущественно невнимательный и преимущественно гиперактивно‑импульсивный. Но у большинства детей все три проблемы присутствуют в комплексе — такой тип СДВГ называют комбинированным.

Ребёнок не может усидеть на месте, в том числе в тех ситуациях, где требуются спокойствие и тишина.

Особенности процесса обучения

Лечение гиперактивности у детей школьного возраста нужно проводить совместно с педагогами. Они должны знать о проблемах школьника и уметь увлечь его на уроках. Чаще всего для этого используются программы с творческими элементами в занятиях, облегченной подачей материала.

Сейчас по всей стране развивается инклюзивное образование., которое при синдроме позволяет детям получать знания не дома, а в коллективе. Не исключены проблемы и недопонимания. Педагог должен уметь решать конфликты в классе.

Во время урока гиперактивных детей нужно привлекать к активным действиям. Учитель должен давать таким школьникам небольшие поручения. Они могут мыть доску, выносить мусор, раздавать тетради, ходить за мелом. Небольшая разминка во время урока позволит выплеснуть накопившуюся энергию.

Учитель должен давать таким школьникам небольшие поручения.

Добавить комментарий