ЛФК при плоскостопии — комплекс упражнений для занятий

Скручивание корпуса

Полезно при нарушениях осанки: круглой спине и плоской спине. Помогает развить подвижность в грудном отделе позвоночника.

  • Лягте на пол на бок, согните обе ноги, одну руку положите под голову, другую вытяните вперёд. Если у вас есть мяч, положите на него вытянутую руку, если нет — просто вытяните её вперёд.
  • Перекатывая мяч под рукой, вытяните руку дальше вперёд и поверните грудь по направлению к полу.
  • Таз и поясница остаются в одном положении до конца упражнения.
  • Верните грудь и плечи в исходное положение и повторите.
  • Сделайте 3 подхода по 10 раз с каждой стороны.

Левую руку вытяните вниз рядом с левой ногой это исходное положение.

Упражнения со скакалкой при плоскостопии

Допускаются занятия со скакалкой при отсутствии боли при выполнении:

  • Прыжки на прямых стопах и прыжки на носках.
  • Прыжки-ножницы и прыжки-твист.
  • Прыжки с захлестом голени и боковые.
  • При отсутствии скакалки все упражнения-прыжки выполняются со «скакалкой-имитатором».

Прыжки на прямых стопах и прыжки на носках.

Физкультура для ног при продольном плоскостопии

Продольное нарушение строения стопы чаще встречается у подростков с лишним весом. ЛФК обязательно сочетайте с плаванием, диетой, контролем режима дня. Ежедневно на протяжение 2–3 месяцев ребенок должен выполнять следующие тренировочные упражнения:

  1. Сидя на стуле, приподнимать ноги наверх и вращать попеременно стопами.
  2. Подниматься на пальчиках 20–30 раз.
  3. Ходить на носочках 1–2 минуты.
  4. Сжимать и разжимать пальцы ног с силой. Можно использовать удержание карандаша, ватных палочек.

На заметку! Боль, судороги в ногах, ступнях во время выполнения комплекса упражнений ЛФК и после тренировки — сигнал к прекращению занятий. Возможно, комплекс заданий не подходит ребенку по насыщенности или сложности. За коррекцией физкультуры и консультацией обратитесь к ортопеду, физиотерапевту.

Так же можно использовать мячи.

Комплекс №2: из положения сидя на коврике

Для ликвидации уплощения плюсны и увеличения сводчатого изгиба стопы рекомендуется выполнять гимнастику из позиции сидя:

  • согните ноги в коленях, после чего попеременно начните сгибать пальцы ног;
  • расслабив мышцы, потяните носки на себя, а потом от себя;
  • немного оторвите конечности от пола и начните сводить их так, чтобы ступни соприкасались;
  • стоя на коленях, упритесь носочками в пол и начните сводить и разводить пятки.

Упражнения при поперечном плоскостопии можно выполнять с помощью небольшого надувного или теннисного мяча (во время тренировки нужно стараться держать спину ровно):

  • в положении сидя захватывайте стопами мячик и немного приподнимайте их над полом;
  • согнув ноги в коленях, покатайте мяч от носочков до пяток 10-15 раз;
  • удерживая мячик на весу, попытайтесь вытолкнуть его как можно дальше ступнями.

Физические упражнения следует выполнять с соблюдением всех рекомендаций, в противном случае результативность занятий будет низкой. Во избежание травм все движения должны быть плавными и точными. В случае возникновения болей в мышцах нужно сделать перерыв в тренировке на 10-15 минут.

Все тренировки должны проводиться в хорошо проветриваемой комнате и босиком.

Правила выполнения ЛФК

Как и любой лечебный подход, ЛФК имеет свои особенности. Условия для успешных занятий физкультурой для лечения плоской стопы:

  • Комплекс упражнений выполняется ежедневно, 1 или 2 раза в сутки. Для взрослых длительность не должна превышать 20 минут. Дети менее усидчивы, поэтому предлагайте укороченные версии по 10 – 12 минут.
  • Занятия выполняются в удобной одежде, поддерживайте комфортную температуру воздуха в помещении (21−23 градуса).
  • Все подходы выполняются не через боль, только легкое потягивающее ощущение в мышцах и усталость после занятия.

ВАЖНО! При появлении резкой боли во время выполнения комплекса упражнения стоит прекратить и показаться профильному специалисту.

Потом плавно ведем вниз.

Выполнение упражнений для лечения плоскостопия

Плоскостопие возникает у большинства людей уже к 50 годам, однако нередко бывает и врожденным. Считается, что полностью избавиться от заболевания невозможно, но правильная постоянная ЛФК при плоскостопии способна поддерживать здоровье не только ног, но и всего опорно-двигательного аппарата человека.

Считается, что полностью избавиться от заболевания невозможно, но правильная постоянная ЛФК при плоскостопии способна поддерживать здоровье не только ног, но и всего опорно-двигательного аппарата человека.

Комплекс упражнений при плоскостопии

1. Подготовительный этап

1. Ходьба на пятках – 1-2 минуты

2. Ходьба на наружных краях стоп – 1-2 минуты

3. Ходьба на носках – 1-2 минуты

4. Ходьба с поворотом стоп пятками наружу, носками внутрь – 1-2 минуты

5. Ходьба с поворотом стоп носками кнаружи и приподниманием на носки – 1-2 минуты

2. Основной этап

6. Исходное положение (ИП) – стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе.

Приподнимание на носках вместе и попеременно, 2-3 минуты

7. ИП – стоя. Приподнимание пальцев стоп с опорой на пятки вместе и попеременно, 2-3 мин. См. рисунок № 1.

8. ИП – стоя. Перекат с пяток на носки и обратно, 2-3 минуты

9. ИП – стоя. Встать на наружные края стоп, вернуться в исходное положение, 2-3 минуты. См. рисунок № 2.

10. ИП – стоя на гимнастической палке, палка на середине стопы, стопы параллельны. Выполнение приседаний и полуприседаний, 2-3 минуты.

11. ИП – стоя. Ходьба на носках в полуприседе, 2-3 минуты.

12. ИП – стоя. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей, 2-3 минуты.

13. ИП – стоя. Ходьба скользящими шагами со сгибанием пальцев, 2-3 минуты.

14. ИП – сидя, ноги согнуты в коленях, стопы параллельны. Приподнимание пяток вместе и попеременно, 2-3 минуты.

15. ИП – сидя. Тыльное сгибание стоп вместе и по4 переменно, 2-3 минуты. См. рисунок № 3.

16. ИП – сидя. Захват пальцами стопы мелких предметов и перекладывание их в сторону другой стопы. То же в обратную сторону.

17. ИП – сидя на коврике по-турецки. Подогнуть пальцы стоп, наклоняя туловище вперед. Встать с опорой на тыльно-наружную поверхность стоп.

18. ИП – лежа на спине. Оттягивание носков стоп с одновременным приподниманием и опусканием их наружного края. См. рисунок №4.

19. ИП – лежа на спине. Сгибание ног в коленях, упор стопами в пол, разведение пяток в стороны и возврат в исходное положение.

20. ИП – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, бедра разведены, стопы касаются друг друга подошвенной поверхностью. Отведение и приведение стоп в области пяток с упором в передней части стопы. См. рисунок №5.

21. ИП – лежа на спине. Круговые движения стопами в одну и другую стороны.

22. ИП – лежа на спине. Скользящие движения стопой по голени другой ноги. См. рисунок №6 .

3. Заключительный этап

23. ИП – стоя. Руки поднять вверх – вдохнуть, опустить – выдохнуть, встряхнуть кистями рук в расслабленном состоянии.

24. ИП – стоя. Свободная ходьба на месте.

Круговые движения стопами в одну и другую стороны.

Немного о заболевании

Плоскостопие – болезнь весьма коварная, и последствия ее могут быть опасными. Правильное формирование стопы оказывает влияние на все жизненно важные органы и системы. В норме здоровая стопа опирается на три точки: пяточная, головка первой и пятой пальцевой костей.

Ввиду недостаточного развития мышц стопа становится плоской. Со временем начинается деформация костей, возникают нарушения в работе внутренних органов, лечить заболевание становится все труднее, и терапия может затянуться на годы.

Каждому родителю необходимо знать следующее:

  • Чем раньше поставить диагноз и начать терапию, тем эффективнее она будет. Важно периодически посещать ортопеда в соответствии с нормативами.
  • Диагноз специалист может поставить только в возрасте от 5-6 лет. До этого плоский продольный свод стопы является нормальным. Однако это не значит, что не нужно посещать ортопеда. Важно проверять врожденные деформации костей на первом месяце жизни. В 3-4 месяца врач может выявить признаки рахита, к году – убедиться в подвижности всех суставов, в три года – определить правильность осанки и походки.
  • Если родители не будут принимать участия в лечении, оно не будет эффективным.

Опасность плоскостопия в том, что если стопа при ходьбе не будет играть роль амортизатора, то функции эти будут возлагаться на большие суставы и позвоночник. В результате этого возможен сколиоз, грыжи, артроз, остеохондроз и другие негативные последствия, которые могут негативно повлиять на качество жизни. Поэтому важна правильная и своевременная терапия плоскостопия.

Для профилактики плоскостопия очень важна двигательная активность ребенка, а также ношение им правильной обуви.

Читайте также:  Что нужно знать о предынфарктном состоянии

Основная же профилактическая мера – это активность ребенка. Также полезен массаж – он помогает улучшить кровоток в стопах, развивает мышцы, помогает снять боль и усталость. Помогает гимнастика для профилактики плоскостопия у детей.

Если малышу все же поставлен диагноз плоскостопие, не стоит отчаиваться. Правильная своевременная терапия помогает восстановить природные функции стопы. Важную роль среди других мер занимает лечебная гимнастика.

Помогает гимнастика для профилактики плоскостопия у детей.

Гимнастика для лечения плоскостопия

Зарядка для ног займет не более 15 минут в день, но при систематическом выполнении можно получить очень хорошие результаты и значительно замедлить уплощение стопы. Это достигается за счет стимуляции кровообращения, развития мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепления и увеличения подвижности суставов.

Ежедневные тренировки направлены на то, чтобы исправить патологическое положение сводов ног и зафиксировать полученный результат. Для борьбы с плоскостопием необходимо развивать следующие группы мышц:

  • плюсневые;
  • подошвенного апоневроза;
  • пяточную;
  • голеней;
  • бедер.

Самые эффективные упражнения – многосуставные, включающие в работу сразу несколько групп мышц. Для этого делают движения стоя, сидя, лежа, а также используют вспомогательные предметы – кубики, мячики, палочки. Подбирать комплекс упражнений против плоскостопия лучше с врачом ортопедом.

Перед тем как начать выполнять гимнастику, рекомендуется сделать разминку. Она должна включать в себя ходьбу на носочках, пятках, внутренней и внешней части стопы, выпады.

Перед зарядкой нужно принять исходное положение встать прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

ЛФК при плоскостопии у взрослых – подбор упражнений

Здоровая стопа анатомически имеет два свода, которые ее поддерживают, помогают фиксировать тело в равновесии и выполняют функции амортизаторов. При плоскостопии они опускаются, связки растягиваются, кости меняют свое положение и деформируются. Одним из эффективных методов лечения в этой ситуации является лечебная физкультура. Тщательно подобранные упражнения могут дать отличный коррекционный результат при условии их регулярного выполнения. Специальная гимнастика укрепляет тонус мускулов, улучшает эластичность связок, уменьшает боль и повышает работоспособность пациента.

Специальная гимнастика укрепляет тонус мускулов, улучшает эластичность связок, уменьшает боль и повышает работоспособность пациента.

Комплекс упражнений при плоскостопии у взрослых

Упражнения при плоскостопии у взрослых – реальная возможность остановить развитие болезни. Они улучшают общий тонус мышечной ткани и связок, кровообращение. Гимнастику при плоскостопии важно делать регулярно, строго придерживаясь определенных правил. При запущенных стадиях патологических изменений в стопе лечебную физкультуру (ЛФК) используют только для профилактики: занятия не смогут устранить проявления болезни.

Амортизацию стопы обеспечивают их соединения продольные и поперечные.

Комплексы упражнений при плоскостопии

Вашему вниманию эффективные упражнения против плоскостопия. Следует запастись терпением, так как терапия может занять 2-3 года, в это же время нужно заниматься самомассажем и использовать ортопедические стельки или обувь.

Данный комплекс ЛФК для ступней выполняется в позиции сидя на гимнастическом коврике.

Скачать:

ВложениеРазмер
kompleksy_uprazhneniy_dlya_profilaktiki_ploskostopiya.docx41.23 КБ

Катание мячика ногами попеременно от пятки к носку и обратно; по кругу, по часовой стрелке, против носком, пяткой; восьмеркой.

Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Татьяна Яковлева
Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Гимнастика для стоп как средство профилактики плоскостопия

Основным средством профилактики плоскостопия у детей раннего и дошкольного возраста является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней. Она также благотворно влияет и на общее укрепление организма ребенка. Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Физические упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп.

Предлагаемые упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, так и в самостоятельной двигательной деятельности воспитанников.

Комплекс №1

1. И. п. – стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка, выполнить подъем на носки, 5-8 сек. и снова опуститься на стопу.

2. И. п. – сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.

3. И. п. – сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.

4. И. п. – сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.

5. Походить 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 сек. на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы.

6. Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а потом и того же положения развести как можно шире пятки.

7. Не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.

8. Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с другой ногой.

9. Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприсяде.

10. Захватив пальцами одной стопы карандаш походить так 30-40 секунд.

Комплекс №2

1. Ходьба по коврику с пуговицами.

2. Сидя на стуле, катаем палку ступней.

3. Ходьба по толстой веревке- «змее».

4. Катаем пальцами ног специальный гимнастический обруч.

5. Подпрыгивание на пальчиках (осторожно).

6. Сидя на стуле, подтягиваем к себе коврик пальцами ножек.

7. Захватываем пальцами ног карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.

Комплекс №3

Упражнениявыполняются сидя на стуле:

1. Выполняем стопами круговые движения.

2. Тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени.

3. Сгибание-разгибание пальцев ног.

4. Сведение-разведение носков, при этом пятки не отрываем от пола.

5. Соединяем подошвы (колени не согнуты).

6. Большим пальцем ноге проводим по голени другой снизу вверх, затем меняем ноги.

7. Отрываем от пола носки, пятки поочередно.

8. Захват пальчиками ног различные предметы вокруг себя.

9. Провести подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу.

10. Катаем подошвой различные овальные предметы.

Комплекс №4

Упражнения выполняются во время ходьбы.

1. Ходьба на носочках.

2. Перекаты с носка на наружную часть стопы, затем обратно.

3. Упираемся на внешние части подошвы, в таком положении стоим 40 секунд.

4 Приседание, не отрывая от пола пятки.

5 Стоя прямо, согнуть одну ногу в колене под прямым углом, выполняем вращения голенью, самой ступней.

Комплекс №5

Упражнения выполняются из и. п.– сидя на стуле:

1. Поджимание пальцев ног- 5 раз.

2. Приподнимание ступни на себя -5 раз. (пятки от пола не отрывать и наоборот).

3. Поочередное поднимание больших пальцев ног. -5 раз.

4. Ступни разверните внутрь, пятки прижаты к полу, поочередно поднимать каждый палец. Повторить- 5 раз.

5. И. п. – сидя на стуле, одну ногу поставить на пол, другую на мяч. Ногами попеременно, перекатывать мяч в разные стороны- 5 раз.

6. Обе ноги обхватывают мячик и поднимают его вверх — вниз -5 раз.

Комплекс №6

И. П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте – до свидания» – совершать движения стопами от себя/ на себя.

2. «Поклонились»– согнуть и разогнуть пальцы ног.

3. «Большой палец поссорился»– двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.

4. «Поссорились, помирились»– развести носки ног в стороны, свести вместе.

И. П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.

5. «Ёжи»– стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

6. «Подними платки»– около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).

7. «Растяни ленточку»– около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

8. «Нарисуй фигуру»– пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А,К,Г,Л,П).

9. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

10. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

11. Ходьба на внешней стороне стопы.

Комплекс №7

1. Ходьба на носках, не сгибая ног, руки за головой, туловище прямо- 1-3 мин.

2. «Мишка косолапый» ходьба на внешних сторонах стоп, руки на поясе, туловище прямо- 2-5 мин.

3. Ходьба на носках по наклонной плоскости (по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25-30 см).- по 5-8 раз вверх и вниз.

4. Ходьба по положенной на пол гимнастической палке, отводя ступни наружу, руки в стороны- 10-12 раз.

5. Ходьба по гимнастической палке правым и левым боком приставными шагами – 10-12 раз.

6. Приседание на палке, держась за гимнастическую стенку – 8-12 раз.

Комплекс №8

Упражнения выполняются в И. п.– лежа на спине:

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп.

2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движений расслабление.

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.

4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же сменив положение ног.

6. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, «охватывая» голень. То же другой ногой.

Комплекс №9

Упражнениявыполняются в исходном положении сидя:

1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.

2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.

3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.

5. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.

6. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.

7. И. п. – сидя, развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.

Комплекс №10

Упражнениявыполняются в исходном положении стоя:

1. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорной на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.

2. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.

4. Пятки вместе, носки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

5. Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.

6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета “Загрузи машину”

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета “Построим лесенку”

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация “Перейди вброд”

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т. п.).

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног “ловят рыб” (пробки).

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Консультация «Нетрадиционные средства профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста» Самым лучшим средством профилактики плоскостопия у детей является ходьба по земле, гальке, песку и траве. Но что делать в холодное время.

«Путешествие в джунгли». Конспект физкультурного занятия для профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: • упражнять детей в ходьбе и беге в колонне с дополнительными заданиями; • учить детей выполнять общеразвивающие.

Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Каждый из нас постоянно находится в поиске.

Картотека игровых упражнений, направленных на профилактику плоскостопия у детей для старшего дошкольного возраста Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы. Игровое упражнение «Спрячь мышку»Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопияДанный комплекс упражнений направлен как на профилактику, так и на коррекцию.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста кружка «Здоровый ребенок» 1. «Качели» (и. п – о. с, руки на пояс. Поднимаемся на носочки и опускаемся на пяточки) Раскачались все качели, Выше сосен, выше елей. В.

Комплексное использование игровых упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

Комплексы дыхательных упражнений для детей Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному.

– стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору спинка стула, шведская стенка, выполнить подъем на носки, 5-8 сек.

3.1.2. Лфк при плоскостопии

При нарушениях осанки и сколиозе довольно часто встречается плоскостопие как проявление нервно‑мышечной и соединительно‑тканной недостаточности. Но оно встречается и самостоятельно, являясь одной из самых распространенных деформаций опорно‑двигательного аппарата.

Своды стопы. Кости плюсны и предплюсны не лежат в одной плоскости, а образуют продольные своды, выпуклостью обращенные кверху. Вследствие этого стопа опирается на землю только некоторыми точками своей нижней поверхности: сзади пяточным бугром, спереди – головками плюсневых костей. Соответственно костям плюсны различают пять продольных сводов стопы, каждый из которых идет от пяточного бугра к головке соответствующей плюсневой кости. В связи с различными формой и выпуклостью продольных сводов в норме стопа касается площади опоры только латеральным краем, а медиальный имеет четко выраженную арочную форму.

Кроме продольных различают два поперечных свода (предплюсневый и плюшевый), расположенные во фронтальной плоскости и выпуклостью обращенные кверху (рис. 14).

Рис. 14. Своды стопы

а – продольные своды; б – поперечный плюсневый свод; в – исчезновение поперечных сводов при плоскостопии

Своды стопы обеспечивают амортизационную функцию при статических нагрузках и ходьбе, а также препятствуют сдавлению мягких тканей во время движения и создают благоприятные условия для нормального кровообращения.

Плоскостопие представляет собой уплощение сводов стопы – поперечного, продольного или обоих. Однако ослабление рессорной функции стопы проявляется не только в локальных симптомах (чаще всего это боли и даже судороги в мышцах стопы и голени, формирующих стопу), но и в целом ряде других неблагоприятных последствий для всего организма. В частности, проявлениями плоскостопия часто являются снижение общей работоспособности, головные боли (особенно к вечеру) и др. С годами последствия рессорной функции сказываются на суставах нижних конечностей (особенно на коленных), на состоянии позвоночника (происходит разрушение межпозвоночных дисков с формированием остеохондроза, особенно в поясничном отделе позвоночника) и т.п.

Различают следующие причины развития плоскостопия:

– врожденное – из‑за неправильного развития скелета стопы;

– рахитическое – из‑за размягчения костей стопы в связи с нехваткой в организме витамина Д;

– паралитическое – из‑за паралича мышц, поддерживающих свод стопы (например, при полиомиелите);

– травматическое – из‑за нарушения нормальной конфигурации костей стопы, формирующих свод;

– статическое, наиболее распространенное – из‑за превышения (по силе и времени) нагрузки возможностей сводов, в связи с чем свод уплощается, а стопа «расплывается».

Из наиболее частых обстоятельств, способствующих уплощению стопы статического характера, необходимо отметить следующие.

Слабость мышц, формирующих своды стопы . Об этих мышцах будет сказано ниже.

Избыточная масса тела приводит к тому, что стопа попросту не справляется с этой массой. Особенно сказывается это обстоятельство в определенных возрастных этапах активного роста человека – в 6 – 8 и в 11 – 14 лет. Другим периодом формирования избыточной массы тела (причем особенно быстрой) является беременность женщины. Если учесть, что в это же время происходит естественный процесс вымывания кальция из костей женщины, то становятся понятными частые случаи уплощения сводов стопы в это время, и плоскостопие сохраняется на всех последующих этапах жизни.

Неправильно подобранная обувь . Размер, фасон и жесткость низа обуви не должны препятствовать развитию стопы. Жесткая подошва затрудняет ходьбу (идет, «как на ходулях»), снижает работоспособность мышц голени, повышает температуру кожи ног и потоотделение. Меньший размер обуви вызывает неприятные ощущения и появление мозолей, нарушает кровообращение стоп, из‑за чего они зимой мерзнут; при большом размере стопа в обуви как бы «расплывается», что может привести к плоскостопию.

Особо следует сказать об обуви с высоким каблуком. Дело в том, что при каблуке выше 2 – 3 см центр тяжести тела смещается вперед, и основная часть массы тела приходится на переднюю часть стопы (табл. 8), что ведет к развитию плоскостопия и является серьезной предпосылкой появления с возрастом не только различного рода деформаций стопы и пальцев, но и варикозного расширения вен нижних конечностей. Кроме того, из‑за смещения центра тяжести, чтобы сохранить равновесие, девушка подает таз вперед, из‑за чего он становится узким (понятно, что в этом случае последующее развитие плода в нем затруднено), а девушка еще и плечи подает вперед – так развивается сутулость. Смещение центра тяжести вместе с неустойчивой походкой ведет к формированию неправильной осанки. Особенно опасно это для возраста до 20 – 25 лет, когда еще не закончилось формирование скелета.

Но не рекомендуется и обувь совсем без каблука, поэтому лучшим вариантом является обувь с высотой каблука в 2 – 3 см – тогда масса тела равномерно распределяется на всю стопу, и ходьба будет не утомительна.

Распределение массы тела на стопу при различной высоте каблука

Основным объективным критерием для постановки диагноза плоскостопия является увеличение индекса Чижина, определяемого методом плантографии.

Различают три степени плоскостопия:

I – вальгусная установка пятки с небольшим уплощением поперечного свода стопы;

II – вальгусная установка пятки и уплощение поперечного свода стопы;

III – вальгусная установка пятки, плоский поперечный свод и отведение переднего отдела стопы.

Профилактика плоскостопия включает тренировку икроножных, передних и задних болынеберцовых мышц, длинных разгибателей пальцев, осуществляющих супинацию заднего отдела стопы и ротирующих голень кнаружи, мелких мышц стопы, усиливающих продольный свод. Лучше всего для этого подходят различные виды прыжков, подскоки, элементы спортивных игр, т.е. упражнения cκoρocτнo‑силового характера для нижних конечностей. Кроме того, следует по возможности чаще ходить босиком, а при необходимости длительного поддержания статических поз чередовать их с ходьбой и бегом. Как уже отмечалось, важное значение имеет и подбор рациональной обуви.

Консервативное лечение плоскостопия включает, прежде всего, ношение ортопедической обуви, имеющей супинаторы 13 различных конструкций. Однако такая мера может рекомендоваться только при необходимости длительного поддержания положения стоя и при том обязательном условии, что она сочетается с ЛФК.

ЛФК назначается при всех формах плоскостопия.

Задачи ЛФК при плоскостопии:

1) повышение общей и силовой выносливости мышц, формирующих своды стопы;

2) улучшение физической работоспособности и общее укрепление организма.

Основное внимание в коррекции деформации стоп имеет тренировка мышц, формирующих своды стопы. Прежде всего, это икроножные, передняя и задняя болынеберцовые мышцы, сгибатели пальцев и большого пальца, мышцы, пронирующие стопу и др.

Противопоказаниями являются:

– длительные статические нагрузки в положении стоя; – переноска значительных отягощений;

– упражнения в исходном положении с развернутыми стопами, когда большая нагрузка (масса тела) приходится на внутренний свод стопы.

Во вводном периоде упражнения проводятся из облегченных исходных положений – сидя и лежа. Для увеличения общей нагрузки чередуют динамические упражнения с расслаблением мышц нижних конечностей. Необходимо добиваться выравнивания тонуса мышц, удерживающих правильное положение стопы. Для этого могут использоваться хождение на носочках, на наружном крае стопы, захватывание мелких предметов пальцами стоп в положении сидя и др. Обязательным требованием, как и при деформациях позвоночника, является достижение состояния утомления мышц, определяющих состояние свода стопы. Важнейшим условием достижения эффекта коррекции является многократное выполнение упражнений в течение дня таким образом, чтобы каждое очередное их выполнение приходилось на последействие после предыдущего. В комплексе функциональной терапии плоскостопия важное место должен занимать и массаж, который способствует снятию гипертонуса одних мышц и повышению тонуса ослабленных. Но следует отметить, что изолированное использование массажа без соответствующего функционального сопровождения с помощью ЛФК не может дать положительного результата в коррекции плоскостопия.

В основном периоде обращают внимание на дальнейшее повышение нагрузки, для чего используют упражнения с сопротивлением, с предметами, подскоки, различные виды ходьбы (на носках, пятках 14 , наружном крае стоп), перекатывание с носков на пятки и обратно, в исходном положении опоры передней частью стопы на опору, подъем на носочки и пр.

Специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими, с упражнениями на осанку и для укрепления мышц туловища. Такое чередование не только является активным отдыхом, но и обеспечивает повышение уровня здоровья и физической подготовленности человека.

Исключительно эффективным в терапии плоскостопия в системе ЛФК является плавание. При плавании на мышцы стопы ложится большая нагрузка, благодаря чему мышцы, удерживающие своды стопы, а также мышцы голени укрепляются и развиваются. Кроме того, нет статического действия на стопу, поэтому плавание может рекомендоваться как средство профилактики и лечения плоскостопия. Особенно полезно с этой точки зрения плавание способом кроль на груди и на спине, при котором значительно укрепляются мышцы, супинирующие стопу, и брасс, укрепляющий мышцы, обеспечивающие подошвенное сгибание стопы. По мере освоения способов брасс и кроль для укрепления мышц и связок стопы и голеностопного сустава целесообразно использовать плавание в ластах.

Школьники с плоскостопием (за некоторым исключением) относятся к подготовительной медицинской группе, т.е. занимаются в основной группе, однако с некоторыми противопоказаниями к использованию отдельных упражнений. Помимо этого такие дети должны получать индивидуальные задания с тем, чтобы количество ежедневных занятий, особенно во вводном и основном периодах, было не менее трех.

ЛФК при лечении плоскостопия должна сочетаться с другими мероприятиями: гигиеническими, подбором рациональной обуви, ортопедических приспособлений, определением оптимального двигательного режима и др.

Благоприятные результаты лечения выражаются в уменьшении или исчезновении неприятных ощущений и болей в ногах при длительных нагрузках, в нормализации положения стоп и походки. Но даже если объективные исследования (индекс Чижина) не показывают уменьшения плоскостопия, при систематической тренировке суставно‑связочного аппарата у человека сглаживаются и исчезают многие неблагоприятные субъективные ощущения (в частности, головные боли) и возрастает общая работоспособность. Более того, практика показывает, что в этом случае даже наличие объективного диагноза плоскостопия не мешает человеку заниматься спортом и добиваться во многих его видах высоких результатов.

травматическое из за нарушения нормальной конфигурации костей стопы, формирующих свод;.

Добавить комментарий