Развитие памяти у детей

Развитие с помощью упражнений

Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  1. Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.
  2. Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.
  3. Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.
  4. Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.
  5. Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.
  6. Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.
  7. Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.

Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.

Дополнительно можно воспользоваться специальными заданиями, математическими примерами и упражнениями, связанными с учебой. Такая внеурочная деятельность поможет не только в развитии памяти, но и окажет положительное влияние на школьные успехи.

Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности.

Развитие памяти у детей – особенности, методы.

Как известно, что новорожденные дети памятью не обладают, но она развивается со временем, и проявляется, прежде всего, в узнаваемости. Если говорить о детках дошкольного возраста, то память у них развита на уровне автоматического запоминания, именно это время считается лучшим для изучения какого-то иностранного языка. Ведь основой изучения языка являются слова и словосочетания, которые запомнить дошкольнику удается быстро.

Что касается развития памяти у детей, то приступать к этому процессу нужно как можно раньше. Но такая задача ложится не только на плечи родителей, но и на плечи воспитателей и учителей. Многие подростки используют мысленные действия, чтобы о чем-то не забыть, наверное, все мы не раз ставили крестик на руке, чтобы совершить какое-то важное действие.

Стоит отметить и такой факт, что развитие речи дошколенка может зависеть от того насколько развита его память.

Существует много игр, которые помогают развивать мышление и память у детей. Самой распространенной игрой являются картинки. На несколько секунд ребенку нужно показать картинку, а потом убрать ее. Декам же предлагается описать, что на ней было изображено, лучше всего брать сюжетные картинки, или те на которых изображен пейзаж.

Не менее распространенной игрой является, найти различи между двумя картинками. Эту игру можно усложнить. Например, показывать не сразу две картинки, а поочередно.

Множество картинок на любой возраст «Найди отличия»

Также, наверное, все играли в игру, когда перед человеком лежит несколько предметов, он смотрит на них в течение тридцати секунд, потом отворачивается. А люди меняют местами предметы, и когда человек поворачивается, он должен рассказать какие предметы поменялись местами. Это довольно сложная игра, что порой не каждый взрослый сможет с ней справиться.

Эти игры могу развивать еще и внимание, и усидчивость у ребенка.

Как бы это не показалось странным, но для хорошей памяти ребенка нужно правильно питаться и вести здоровый образ жизни. Итак, ребенок должен каждое утро делать зарядку, и уделять ежедневно несколько минут физической активности. Также дошкольник должен спать не менее девяти часов в сутки. Для того чтобы развивался мозг и память у ребенка, организму необходимо чтобы расширялись его сосуды, а соответственно и улучшался кровоток.

Нужно часто кормить ребенка, не менее пяти раз в день, но порции должны быть небольшими. Такой режим питания будет поддерживать мозг в тонусе. В рационе ребенка обязательно должны быть следующие продукты: орехи, каши, овощи, фрукты, бобовые и рыба. Для того, чтобы улучшить память нужно принимать рыбий жир в любом виде, лучше в капсулах и кушать салаты заправленные растительным маслом, так как витамин Е хорошо влияет на память.

Сегодня написано очень много книг и рекомендации как можно улучшить память ребенка. Всех этих советов нужно придерживаться, так как они составлены умными людьми и являются действительно эффективными. Кроме того все рекомендации совершенно не сложные, и выполнять их не составит труда.

Отличная книга для занятий с ребенком. Интересно почитать.

В рационе ребенка обязательно должны быть следующие продукты орехи, каши, овощи, фрукты, бобовые и рыба.

Развитие образной памяти у детей

Образная память тесно связана с запоминание и воспроизведением прошлого опыта. Детям трех — шести лет легче запомнить именно образы, они могут быть как единичными, так и множественными.

К методам развития образной памяти относят:

  • самоконтроль;
  • упражнения;
  • игры;
  • наклонности;
  • интересов.

Успех данных методик зависит способность вызывать интерес у малышей. Для игр стоит выбирать объекты сложных форм, ярких цветов, различных оттенков.

Тренировка образной памяти

Эффективнее всего будут групповые занятия. Создать группу можно из членов семьи или привлечь детей со двора.

Существует несколько вариантов тренировок:

  1. «Бросай-лови». Дошкольники делятся напары. Каждому игроку дают мяч. После того как прозвучит слово стоп или цифра, дети бросают другу мяч, цель поймать его.
  2. «Назови слово». Взрослый называет букву, ребенок должен придумать слово на нее. Если малыш не знает или ищет кратчайший путь, может воспользоваться подсказкой других участников.

Полезны также индивидуальные занятия. Собираясь на прогулку, кроха может перечислять одежду, прежде чем надеть ее. Малыш, не видит вещей, должен назвать цвета и наименования.

Важно! Можно продемонстрировать рисунки с различными ситуациями. На одном рисунке изображена реальная ситуация, на второй вымышленная. Дошкольник должен назвать вымышленную ситуацию. Ребенку зачитываются 10 или 12 слов, из которых необходимо составить осмысленный рассказ.

Это значит, чем больше надо запомнить, тем качественней должен быть сон.

«Мемори» или «Парные картинки»

Мы будем удивлены, если вы не знаете эту игру – существует бесчисленное количество готовых наборов карточек, и есть они, наверное, в каждой семье. Наконец, для «Мемори» можно использовать обычные игральные карты.

Суть игры проста: нужно открыть сразу две карточки с одинаковыми изображениями. Одновременно могут быть открыты только две карточки – если изображения на них различаются, то их снова переворачиваем рубашкой вверх.

Игра хороша как для одного игрока, когда счет ведется по времени или числу ходов (на это рассчитаны компьютерные версии), так и для двух игроков и даже целой компании – пары карточек вскрываются по очереди.

Примечание: не торопитесь выкладывать перед малышом весь набор карточек, начните с трех пар!

Примечание если хотите сделать игру не только полезной, но еще и веселой, то периодически устраивайте на пути запрограммированного робота препятствия.

Приучение к мыслительной деятельности

Чтобы стать обладателем хорошей памяти, над ее улучшением нужно постоянно работать и не ограничиваться периодическими упражнениями. Наиболее эффективный способ этого добиться — приучать ребенка к регулярной мыслительной деятельности. Для этого можно стимулировать его вопросами о том, как прошел день, что было интересного в садике/школе. Можно попросить его вспомнить последовательно все впечатления за день и особое внимание уделить деталям — какое платье было на однокласснице, какого цвета портфель у соседки по парте и т.д.

Таким образом постепенно ребенок будет приучаться самостоятельно анализировать информацию и быть внимательным к деталям. Активизация мышления автоматически включает в работу память, т.к. эти процессы неразрывно связаны между собой.

К тому же, знание языков это ценный навык, который обязательно пригодится в будущем.

Развитие памяти от 6 до 12 лет

Развитие памяти у детей дошкольного возраста очень важно. Свои первые четкие воспоминания мы обращаем к возрасту 4,5-5 лет, но это не значит, что развитие памяти у детей ранней возрастной группы происходит произвольно. Развивать память у ребенка 6 лет не очень сложно. Формировать внимание, навыки логического мышления, осознанное запоминание необходимо с полутора лет – в процессе игры, на основе приобретенных рефлексов, ассоциируя картинку создаваемого образа с тем, что малышу интересно и доступно, — а, следовательно, провоцируя его на воспроизведение.

Читайте также:  Нижний коленный сустав

Яркие положительные эмоции – основа для формирования качества памяти. Но если в дошкольном возрасте в сфере запоминания принимает участие вторая сигнальная система, определяющая поведение малыша, в 7-12 лет произвольная память связана с развитием личности, ее интеллектуальным уровнем. Выполняя творческие задания или математические упражнения, ребенок приобретает базу знаний, необходимых к воспроизведению конкретных действий, — поэтому весьма важно, чтобы форма и метод постижения науки ему были интересны и внятны.

Как развивать память у ребенка, не нарушив его гармоничной эмоциональной и физиологической целостности, знают опытные педагоги. Нужно учитывать особенности развития памяти у детей. Развить память у ребенка 10 лет можно, учитывая его психологические особенности. Современные дидактические методики, основанные на многолетних исследованиях в области психологии, — бесценный ключ в формировании всесторонне развитой личности ребенка, живущего в эру глобальной компьютеризации.

Специалисты «Академии развития интеллекта AMAKids» внедряют уникальную программу дошкольного обучения детей, основанную на принципах ментальной математики, поэтому комплексное развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста охватывает все ее виды:

  • наглядно-образный;
  • словесно-логический;
  • механический и т.д.

Развитие памяти у детей входит в обязательную программу дошкольного обучения. С низким порогом восприятия и запоминания ребенок не сможет успешно постигать школьные дисциплины, поэтому наша задача – создать для него необходимые условия формирования данных навыков, сопутствующих:

  • логическому мышлению;
  • интуиции и анализу;
  • аргументируемому умозаключению.

Учитывая тот фактор, что временных связей у малышей 4-6 лет еще недостаточно, для формирования навыков запоминания и осмысленности специалисты используют наколенный детский опыт в рамках развития речи, проявление интереса к игровым и техническим действиям. Развитие памяти у ребенка 9 лет, посещающего AMAKids, происходит в процессе дидактической игры, четко формирующей основные жизненные умения, – с обязательным применением рациональных педагогических методик для конкретной возрастной группы.

логическому мышлению;.

Развитие запоминания у детей дошкольного возраста

В возрасте примерно четырех лет у детей начинает интенсивно развиваться способности к запоминанию и воспроизведению информации. Но даже после пяти лет процесс запоминания у дошкольников носит непроизвольный характер, то есть ребенок не может поставить перед собой задачу запомнить какую-либо информацию. Запоминание в этом возрасте тесно связано либо с активной деятельностью, либо с эмоциональными переживаниями.

Развитие памяти у детей помогает им достигать больших успехов в учебе

Чтобы развить память ребенка, достигшего четырех-пяти лет, обсуждайте с ним все события, произошедшие в течение дня, прочитанные книги, любимых героев сказок и мультфильмов. Заучивание коротких стихотворений – ещё один прекрасный способ тренировки памяти, подходящий не только для детей пяти-шести лет, но и для людей любого возраста.

Развитие памяти дошкольников помогают игры:

  • «Чего не хватает?» Игра для ребенка четырех и более лет просят запомнить несколько предметов, стоящих на столе, а затем, пока ребенок отвернулся, убирают один из них. Ребенок должен вспомнить, чего не хватает, назвать цвет, форму и другие признаки исчезнувшего предмета.
  • «Угадай предмет наощупь». Эта игра помогает развитию тактильной памяти. Опознавание знакомых предметов с закрытыми глазами наощупь тренирует навыки узнавания и запоминания.
  • «Кто больше запомнил». Игра для дошкольников, во время которой взрослый поочередно показывает по 10-20 карточек с различными предметами и объектами, а затем дети называют те из них, которые запомнили. Побеждает тот, кто запомнил больше всего предметов.
  • «Найди отличия». Игра, способствующая развитию зрительной памяти. Ребенку предлагается сравнить две похожие картинки и найти отличающиеся элементы.

Очень полезно для развития пространственной и кинетической памяти завязывание всевозможных морских узлов. Взрослый демонстрирует поэтапно, как завязать узел, а ребенок должен повторить.

Важно помнить, что развитие интеллекта детей, подошедших к дошкольному возрасту, невозможно без полноценного физического, умственного, эмоционального развития. Здоровый сон, сбалансированное питание, соответствующая возрасту физическая активность способствуют гармоничному развитию всех интеллектуальных и психических функций.

В начальной школе у детей продолжает преобладать образная и эмоциональная память.

От 3 до 6 лет

Малыши дошкольного возраста – ребята серьезные, и с ними можно проводить еще более сложные тренировки и игры. Например, вы можете просить их запомнить определенные последовательности слов и воспроизвести их. Чтобы сделать задание более увлекательным и научить малыша запоминанию по ассоциациям, можете последовательно показывать ему какие-либо предметы, затем спрятать их все и попросить восстановить очередность увиденного.

Очень полезным будет и простое упражнение с воспроизведением всех тематических слов. Тема может быть любой: продукты, животные, погода и так далее. Чтобы тренировка была интереснее, можете устроить своеобразное соревнование по количеству вспомненных слов, и периодически его повторять. Это простимулирует ребенка активнее запоминать новую информацию.

Суть упражнений остается той же это запоминание последовательности каких-то элементов, попытки вспомнить все подходящие слова для какой-либо ситуации вместо определенной темы вы можете, например, просить школьника подобрать подходящие эпитеты для называемых вами существительных.

Определяем уровень развития всех видов памяти у младшего школьника

Тема, диагностики памяти у младших школьников довольно обширна и сложна, поэтому мы рассмотрим лишь одну из методик.

  1. Слуховая память. Вы читаете ребёнку ряд из 10 слов, которые он должен запомнить и записать.

Слова: дерево, собака, книга, стол, окно, трава, машина, фломастер, гриб, утюг.

  1. Зрительная. Предложите ребёнку прочитать ряд из 10 слов, а затем записать те, которые удалось запомнить.

Слова: барабан, пряник, ложка, мотоцикл, коробка, яблоня, фотография, журнал, цветок, медведь.

  1. Моторно-слуховая. Взрослый читает слова, а ученик повторяет за ним шёпотом и «записывает» в воздухе. Потом, он должен записать на листе бумаги все слова, которые запомнил.

Слова: корзина, гора, мост, лужа, кошка, вилка, чемодан, гусь, вишня, карандаш.

  1. Комбинированная. Ребёнок читает слова вместе со взрослым, проговаривает их шёпотом, «записывает» в воздухе, а затем на лист бумаги.

Слова: морковь, чашка, попугай, стул, дорога, солнце, мыло, сумка, лампа, озеро.

Вывод, насколько развита каждая из видов памяти, можно сделать по количеству баллов, которые набрал ученик.

10 – развита хорошо.

9 – 5 развита на среднем уровне.

5 – 1 низкий уровень.

Если ребенок назвал 2 и правильно, значит, память и внимание у него развиваются достаточно хорошо он внимателен и прекрасно понимает просьбу взрослого.

Особенности развития и формирования памяти у детей

Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.

произвольная подключается волевой компонент, ассоциации.

Дошкольники

В возрасте 5-6 лет у детей все еще преобладает непроизвольная память. В этот период им важно только то, что представляет интерес. Они лучше воспринимают не пассивную деятельность, а ту, что предполагает активное участие на занятии.

Психологи также установили, что в возрасте 6-7 лет ребенку нужна внешняя мотивация для запоминания информации. Поэтому любое обучение должно проходить в игровой форме. К этому времени у детей повышается навык самоконтроля.

Занятие не должно быть продолжительным, так как в силу возраста дошкольнику сложно усидеть на месте

Развивать память в этом возрасте можно с помощью сенсорных впечатлений. Чем больше дошкольник контактирует с разными материалами, тем лучше стимулируется его нервная система. Под воздействием этих факторов происходит формирование новых связей в головном мозге.

Зрительные и слуховые впечатления помогают переходу к произвольной памяти. В этот период дети хорошо начинают связывать с конкретным человеком определенные эмоции и чувства.

Его ведущей деятельностью становится учебная.

Методы развития памяти у детей

Анна Гулак
Методы развития памяти у детей

Методы развития памяти у детей

Сознание маленького ребенка свободно, оно не скованно различными табу, не ограниченно рамками «этого не может быть». Его не удивляет, что колобок умет говорить, зайчик строит избушку, живущая в лесах Баба-яга и Кощей бессмертный для ребенка так же реальны, как воркующие голуби за окном. Малыш верит всему, для него не проблема вообразить несовместимые вещи, «напридумывать» фантастические образы и соединить их неправдоподобными связями. И пока он не растерял феерическую способность сочинять, оживлять стоит научить его навыкам запоминания.

Видов памятисуществует великое множество: оперативная, механическая и логическая, кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная. Памятьклассифицируется по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица.

Принцип развития любой памяти един. Информация, которую мы должны запомнить должна быть яркой и образной. Мы запоминаем то, что нас поразило и потрясло. Запечатлеваются яркие моменты жизни и для того, чтобы запомнить нужный информационный объем, мы должны его раскрасить, разложить на зрительные, слуховые и осязательные образы, и постараться войти в то, что запоминаем.

Читайте также:  Как снизить температуру: рекомендации

Не забывайте, объем запоминаемой информации должен быть интересен и понятен ребенку. Информация, «бьющая по нервам» сама запоминается. Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых чувствах способствуют лучшему закреплению информации.

Ниже перечислены игры — упражнения, которые научат придумывать ассоциации и находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах, упорядочивать нужную информацию. Игры не только разовьют память, но, и раскрасят, обогатят восприятие мира, научат видеть то, что раньше уходило от нашего внимания.

1. Сначала надо раздвинуть границы воображения.Помогут этому вот такие необычные предложения: «Вообрази, как звучит мягкое пушистое облако? Нарисуй животное, которое никто никогда не видел, что ты можешь ощутить, если дотронешься до радуги, нарисуй, как пахнут мамины духи».

2. Называете ребенку сначала знакомые слова,например: доктор, ручка, улыбка, а он вам перечисляет, какие ассоциации возникают в его воображении,описывая их по схеме: форма-цвет, запах, какие они на ощупь и вкус. Вы записываете прилагательные, а затем перечисляете их, ребенок вспоминает, какое слово соответствовало какой группе прилагательных. Задание усложняется, и для визуализации образов используются незнакомые слова.

3. Поиграв в предыдущую игру, усложните условия, перечислите ребенку, одну — две, на ваш взгляд, характерные детали предмета, а ребенок должен вспомнить объект. Например, белый, малыш вспоминает — это доктор, гладко-длинное, это ручка, красно-теплая, улыбка.

4. Берутся спички, пуговицы, мелкие детали конструктора, бумага, которую можно резать, рвать, мять. Вы диктуете с небольшим интервалом слова ребенку, а он выкладывает образы – ассоциации на услышанные слова и через некоторое время, глядя на выложенные фигуры, повторяет услышанное.

5. Игра на визуализацию слов и понятий, незнакомых ребенку. Малыш либо рисует образ, возникший в его сознании, либо описывает его словесно. «Как выглядит абракадабра, электрификация, субмодальность? А как эти слова пахнут, каковы они на ощупь?» В игре можно использовать различные термины и иностранные слова.

6. Малыш выбирает любой предмет и оживляет его, представляя, что выбранный объект обладает интеллектом, может говорить и двигаться. Что он расскажет, куда пойдет, что будет делать, среди каких предметов будет себя комфортно чувствовать. Можно придумать сказку, о житие-бытие ожившей вещи.

7. Эта игра достаточно известная. Ребенок выкладывает карточки — картинки, запоминает их, переворачивает и называет. Задание со временем усложняется, карточек становится все больше, времени на их запоминание – меньше. Эта игра – разминка. Следующий этап, вы с паузой диктуете слова, а ребенок выкладывает карточки, которые не связаны с вашим перечнем слов и, за тем, глядя на карточки, он воспроизводит услышанные слова. Малыш, например, выкладывает картинку «мяч», вы диктуете слово «шкаф», ребенку нужно быстро и на крепко связать эти два слова, чтобы впоследствии назвать то слово, которое услышал, а не увидел.

8. Игра на ассоциации. Называется слово, например, «луна»и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты — инопланетяне… Потом называется последнего слово ассоциативной цепочке и ребенок должен воспроизвести все слова-звенья наоборот, от последнего слова к первому.

Если вспомним НЛП и его классификацию по ведущей модальности: визуалы воспринимают мир через зрительные образы, аудиалы через слух, кинестетики через ощущения, то понятно, что визулы, будут стараться то, что следует запомнить — увидеть. Поэтому, родители ребенка — визуала должны сделать акцент на развитии тактильной и слуховой памяти, на том, что менее всего развито.

Эти игры не только развивают память, но и тестируют способности малыша, показывая его «слабые» или малоразвитые виды памяти. Например, малыш легко запоминает зрительные образы, но «тормозит» при запоминании со слуха или в установлении логических ассоциаций. Для того чтобы помочь малышу обратимся к технике запоминания.

Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Если требуется запомнить перечень не связанных между собой слов или образов, то придумывается логическая связь, впоследствии помогающая вытянуть слово за словом и восстановить весь перечень. Из разрозненных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.

Последовательные ассоциации — запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Эта техника применяется,когда следует запомнить нечто абстрактное: иностранные слова или понятия, тогда на каждое «ничего не говорящее» слово придумывается ассоциация, вот она и запоминается.

Суть метода в подборе созвучных ассоциаций. Метод хорошо применять при запоминании иностранных слов. Например, при запоминании английского слова «ball» — мяч, представляется, что вас задели мячом, и вы почувствовали боль.

Автобиографические ассоциации, ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, нужно запомнить текст, рассказывающий о жизни морских рыб. Тут же в памяти всплывает ваше путешествие в Египет, плавание в маске и множество ярких рыб проплывающих неподалеку. И «приложив» факты и содержание на ваше воспоминание, легко можно запомнить текст.

Раскрашивание и усугубление.

Трансформация информации, черно-белого образа — в цветной, маленького – в большой, плоского – в объемный. Хорошо запоминаются гипертрофируемые образы.

Вхождение — войти вовнутрь представляемой картинки, стать ее участником.

Соощущение позволяет усилить представления, почувствовать шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Этот метод называется тактильной, обонятельной памятью. Любое «нечто» можно вообразить в виде предмета, имеющего размер, форму, цвет, запах, фактуру и вот две последующие составляющие мы крайне редко задействуем. А попробуйте определить на ощупь слово «генетика», а чем пахнет слово «транскрипция»?

Для запоминания используется больше информации, чем есть в исходном материале. Делается акцент на второстепенных деталях. Здесь задействовано умение видеть и чувствовать больше, чем есть на самом деле.

Цифровая информация более абстрактна, чем словесная, поэтому важна перекодировка, то есть оживление. Цифру от 0 до 9 представляем в виде образных крючков. Например, 1 – это палка, 2 – лебедь… 9 – перевернутый замок. И при запоминании ряда цифр, мы запечатлеваем образы цифр, связывая их свыше перечисленными методами. Для того, чтобы не было путаницы в воспроизведение многозначных цифр, к каждой цифре от 0 до 9 придумывается несколько образов — крючков. Например, 8 – матрешка, очки, бантик, снеговик.

Метод Цицерона.

По этому методу запоминаемые образы и предметы располагаются в знакомой комнате. Потом достаточно вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.

Комбинированный метод.

Чем больше ассоциаций вызывает знакомство с новой информацией, тем прочнее запоминание. Поэтому преувеличивайте, раскрашивайте, заставляйте двигаться, оживляйте, становитесь сами действующим лицом информационной цепочки, заменяйте с целью усиления образа, связывайте неожиданным, невозможным в жизни способом. Запоминаемую информацию делайте уникальной, она должна быть разноцветным фейерверком огней вашей памяти. Натренировавшись, вы станете настолько быстро выстраивать ассоциации, что время запоминания будет практически равняться времени поступления информации.

Как выбрать метод для лучшего запоминания информации? Сначала следует до автоматизма отработать все техники, а потом… расслабиться и довериться своему первому ощущению, которое и будет самым ярким и запоминающимся.

Как и когда заниматься? К развитию памяти следует относиться не как кропотливому труду, а как к игре. А играть можно всегда и почти везде. Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут.Внесите дух соперничества: кто больше запомнит, кто быстрее назовет, кто придумает самый неправдоподобный образ.

Взрослый медленно читает стихотворение вслух. Малыш слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку, насыщая ее деталями, и чем больше будет второстепенных компонентов, тем ярче будет поэтический образ. Перенасыщение деталями ведет к тому, что малыш вживается в нарисованную им картинку, становится действующим лицом повествования.

Замечательно, если малыш начинает не только видеть строки, созданные поэтом, но и чувствовать запах, температуру, ощущать поверхность описываемых предметов. И впоследствии ребенку нужно лишь описать мир, созданный его воображением. Для того, чтобы чтение стихотворения на память, не напоминало пересказ близкий к тексту, когда есть возможность слово заменить синонимом, научите малыша вслушиваться в звучание слов, рифму и ритм стиха.

Если малыш созрел к системному восприятию некого объема информации, например, вы, решили прочитать детскую энциклопедию с последующим пересказом отдельных глав, то выделите определенное время для ваших занятий и предложите малышу придумать некий обряд, позволяющий ему сосредоточиться, войти в состояние максимальной концентрации внимания. Это может быть любой жест или несколько глубоких вдохов. Повторив эти движения несколько раз перед занятиями, ребенок заякорит, свяжет обряд с последующей фиксацией внимания. И впоследствии, когда ему необходимо будет быстро сосредоточиться, достаточно будет повторить знакомый жест, ритуал.

Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание.Ребенок сначала отвечает на ваши вопросы: кто автор, как называется прочитанный рассказ… Отшлифовав умение отвечать на поставленные вопросы, малыш начнет уже автоматически давать ответы на эти вопросы при пересказе. При работе с текстом, изобилующим большим количеством фактов и понятий, дайте ребенку бумагу и карандаш, пусть рисует и пишет то, что поможет ему зафиксировать информацию. И ничего страшного нет, если вы не сможете разобрать его «закорючки», главное, чтобы они помогали ребенку воспроизвести текст.

Читайте также:  Помогает ли пимафуцин от молочницы мужчинам

При запоминании большого объема информации рисуйте карту памяти, используя разноцветные ручки и фломастеры, начиная с середины страницы. В центре пишется главная идея или тема, затем идут разветвления, указывающие на какие части, блоки делится текст. Для каждого ответвления напишите ключевое слово. Эти слова должны отражать суть идеи, будить память. Не забудьте отдельным цветом выделить факты.

Если содержание текста понятно, то появляется свое мнение о прочитанном или услышанном, личное отношение и комментарии к тексту тоже помогают в пересказе. Добавляйте символы и рисунки, чтобы легче потом было вспомнить. В карте памятидолжны быть отображены такие ключевые моменты: кто делает, что, когда, почему, где, как. Это позволит дольше сохранить информацию в активной зоне памяти.

С какого возраста заниматься?

Существуют игры по развитию памяти для детей (10 месяцев — 1,5 года, например, «Найди игрушку», «Где мама», «Чего не стало» («Чего не хватает»). Правила игры кроятся уже в названии. Кто-то или что — то прячется, и это нужно вспомнить и найти. Для детей постарше есть игры «Узнай предмет», «Волшебный мешочек”. В этих играх ребенок на ощупь должен определить предмет. При этом развивается тактильная память, а для развития двигательной памяти есть игра «Делай, как я». Малыш повторяет движения взрослого, темп со временем убыстряется, усложняются и сами движения.

Помимо игр, чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок и ребусов тоже прекрасно развивает память.

Помните, чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка.

«Полянки для пальчиков». Игра для развития моторики пальцев рук и для развития памяти Пальчиковая гимнастика по лексической теме: «Фрукты» На базар ходили мы, Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Гранаты, сливы,.

Формы и методы развития двигательных навыков у детей раннего возраста Двигательная активность является одной из основных задач воспитания детей раннего возраста. Движения – это органическая потребность ребёнка,.

Игры для развития памяти детей 3–4 лет Игры для развития памяти у детей 3-4 лет Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти.

Игры для развития памяти Игры на развитии памяти. «Следопыт» Цель игры: развитие произвольного внимания, памяти ребенка. Необходимый материал:2-3 легкие игрушки.

Игры для развития памяти Игры для развития памяти «Чудесный мешочек». В мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: игрушку, пуговицу, шарик, кубик,.

Методы развития речи у детей 1–3 лет. В 1 год ребенок употребляет 3 – 4 слова, понимает отдельные слова, соотносит их с определенными предметами. Понимает простые инструкции,.

Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка (для детей 3–7 лет) Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка по речевому развитию с использованием мнемотехники.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики: криотерапия В процессе работы по развитию мелкой моторики я использую криотерапию. Криотерапия – одна из наиболее современных нетрадиционных технологий.

Придумала не сколько стихов (рифмовок) для развития речи и памяти, детей. Пробуждение Весны. Солнце светит высоко Ярче стало всюду Снег растаял хорошо, Появились лужи. Зашумел ручей проказник Прилетели птицы. Стали.

Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития Памятью – называется познавательный процесс, в ходе которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом.

Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут.

Формирование памяти с 10 до 14 лет

У ребенка 10 лет начинается период наивысшего развития логики и памяти. Стоит делать упор на задания, которые направлены на еще большее улучшение внимания и интеллектуальных способностей. Ребенку 12 лет стоит читать большое количество книг, играть с одноклассниками, рисовать. А вот время, проведенное за ноутбуком и телефоном, следует уменьшить.

Занятия спортом способствуют улучшению и развитию памяти. Если ребенок упражняется физически, организм быстрее поглощает кислород, что приводит возможности мозга к быстрой работе.

Старайтесь всячески разнообразить нагрузку. Если у сына или дочери нет охоты заниматься спортом, отправьте его в музыкальную школу или запишите на интеллектуальные дополнительные занятия. Например, на ментальную арифметику. Это уникальная методика, основанная на работе с древними счетами — абакусом. Ментальная арифметика, в первую очередь, улучшает и тренирует память, в том числе — фотографическую. Не надо думать, что малыш научится только быстрому устному счету. Хоть программа и носит слово «арифметика» в названии, навыки, полученные вашим сыном или дочерью, пригодятся в любой школьной специальности.

Развивать память своему ребёнку необходимо с самого детства.

Игры для развития памяти

Для детей самого младшего возраста (10 месяцев – 1,5 года) существуют игры, развивающие память, например, “Найди игрушку”. Сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Сосредоточенное выражение его лица покажет, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем, игрушку всегда кладут под одну и ту же пеленку. А потом, под наблюднием малыша, ее прячут под другую. И, хотя карапуз все прекрасно видел, какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так происходит потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, от 1 до 1,4 года, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.

Игра “Прятки” тоже хорошо помогает развитию памяти у маленьких детишек, начиная с 8-10 месяцев. Самый простой вариант – набросить на свое лицо платок и спросить: “Где мама?”, а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати. Когда мама “исчезает”, память крохи сохраняет ее образ, а когда появляется вновь, малыш испытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и маминого облика наяву.

Ребят старше 2 лет прекрасно развивает игра “Чего не стало?” (“Чего не хватает”). На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну – две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка – вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек). Ответные действия детей могут быть разными. В зависимости от готовности, малыш может найти игрушку на другом столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с названием игрушки и т.д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра “Кто к нам пришел?”, когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.

Есть и еще одна игра на запоминание – “Ящик”. В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.

Слуховую память старших дошкольников развивает игра Чудесные слова.

Зачем нужно развивать память?

Отметим, что редко кто из детей страдает полным отсутствием памяти. Причиной забывчивости чаще всего является невнимательность, неумение сосредоточиваться на значимых вещах, неспособность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Родителям следует уделить должное внимание развитию перечисленных способностей. Они нужны человеку на протяжении всей жизни.

Кроме того, ученые доказали, что умственная деятельность предупреждает такие заболевания, как:

  • болезнь Альцгеймера;
  • склероз;
  • старческую деменцию.

Поэтому приложенные усилия будут вознаграждены качественным образом жизни ребенка во взрослом периоде.

Запоминание и освоение информации позволяет детям ориентироваться в пространстве, добиваться успехов в учебе, делать умозаключения и находить выходы в любых сложившихся ситуациях.

Исследования доказали, что память можно развивать. Но при этом следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Требовать от него невозможного не стоит. Это может спровоцировать нервный срыв и повредить малышу.

Начинать тренировки по улучшению памяти можно уже в раннем возрасте.

Начинайте утро с такой игровой зарядки для памяти.

Добавить комментарий